Мы продолжаем тему ошибок выбора и сейчас речь пойдет о культурных стереотипах. Часто слово «стереотип» носит негативный характер. И надо сказать, не совсем заслуженно. Стереотипы, как и любой шаблон поведения или мышления, чаще всего нейтральны. А в некоторых случаях — незаменимы. Например, правила поведения в общественных местах или даже Уголовный кодекс, который, как сказал классик, нужно чтить. 

 

Стереотипы складываются годами — как устоявшаяся реакция или типовое суждение. Ни один человек не в состоянии проанализировать каждую ситуацию, осознанно прожить каждую минуту. Поэтому и возникли шаблонные реакции и суждения — чтобы экономить наше время и силы. Не надо лишний раз думать: как быть? Поступай определенным образом, и все будет хорошо.

Кстати, стереотипы помогают нам составить представление и о других нациях. Мы говорим, русские — добрая душа, китайцы трудолюбивы, немцы педантичны, французы легкомысленны, испанцы страстны, а шотландцы жадны до денег.

У каждого народа есть культура, традиции и стереотипы, которые помогают сохранить свое лицо. Но почему же тогда стереотип заклеймен позором? Почему недовольно морщимся: опять эти стереотипы. Потому что у стереотипа есть брат-близнец — предрассудок. По определению, они между собой похожи, но разница все-таки есть:    

Стереотип — этот термин пришел к нам из типографского дела.  Стереотипом называлась  копия с типографского набора или клише. Сейчас термин активно используют в психологии и обозначает устойчивую форму поведения.

Предрассудок — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не критически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия и предубеждения.

Иногда вместо того, чтобы подумать и разобраться в ситуации или человеке, мы охотно пускаем в ход предрассудки и стереотипы. И тогда их действие становится разрушительным. Найдется немало печальных примеров, когда из-за предрассудков страдали ваши близкие, друзья или даже вы сами.

Вспомните школу: если кто-то слабо учился, ему доставалось звание тупицы, ученик с мягким характером тут же становился «тютей», девушку с нестандартными чертами лица записывали в дурнушки. Хотя нередко потенциал у этих людей гораздо выше, чем у нас. Эйнштейн был двоечником в школе. Да и многие голливудские звезды считали себя гадким утенком. Увы, иногда мы быстро вешаем клеймо, вместо того, чтобы посмотреть более объективно.

С одной стороны — так проще, с другой — опаснее. Шаблонное мышление, без внутреннего рассуждения и критики здравого смысла, легко разрушит любую, даже самую желанную цель. Конечно, мы не можем обойтись без правил и традиций — это основа здорового общества. Но это не значит, что мы должно перестать думать, видеть в человеке лишь объект для реализации правил и указаний.

Однажды ко мне на консультацию пришел папа с 17-летней дочерью. Они оба очень хотели определить свое профессиональное будущее. Но каждый по-своему: девушка увлекалась иностранными языками, а папа видел свое чадо исключительно в мединституте. К слову, никаких способностей к врачеванию у нее не было. Однако отец настаивал, и приводил очень весомые аргументы.

Во-первых, его дочь вряд ли будет работать — она выйдет замуж, родит детей, станет ухаживать за семьей. И профессия врача поможет ей блестяще с этим справиться. Все знают, как мучаются с животиком груднички, как часто болеют подрастающие дети. Во-вторых, медицинский институт — это престижно: серьезное образование для девушки из приличной семьи. В-третьих, у них есть деньги на репетиторов и подготовку к экзаменам.

Почему почтенный отец семейства так рассуждал? Потому что он азербайджанец. А почему его дочь не будет работать? Потому что она в Азербайджане выйдет замуж за азербайджанца, и будет, как ее мать. Вот в этой культуре такие приоритеты, и в этом нет ничего плохого! За исключением одного: дочери не нравится профессия, выбранная отцом.

Как видно, культурные стереотипы, работают очень просто: родители хотят соблюсти традиции и облегчить своим чадам дальнейшую жизнь в обществе. Это большой плюс. Но при этом игнорируются интересы самого чада. Это огромный минус.

Традиции и культура — основа любого общества. Но часто мы покрываем ими наши желания и представления о том, как «надо» и «правильно». Ведь опираясь на искренний интерес к той или иной профессии, мы не нарушим законы предков. И лучше в доме будет хороший переводчик, чем плохой врач.

В европейской культуре есть свои ловушки — у нас в почете только интеллектуальный труд. Оказаться банковским сотрудником — хорошо и правильно, а стать рабочим — зазорно. Хотя это большая ошибка! Дело не в профессии, а в нашем восприятии. Что придет на ум, когда о человеке скажут: он сотрудник банка, работает в отделе кредитования юридических лиц? Свежий костюм, вежливый клерк, солидные клиенты.

А если вам сообщат, что он рабочий на автозаводе ЗИЛ? Ну понятно: засаленная форма, опущенные плечи, выпить после смены на проходной. И первая, и вторая ассоциация — шаблон. Потому что с таким же успехом рабочий может быть реализованным и счастливым человеком (к слову, без вредных привычек и с хорошим окладом), а банковский клерк — потерявшим себя неудачником.

Мы мечтаем выбираться в люди, заработать побольше. Эти желания-миражи губят нас, направляя в финансовый колледж вместо автодорожного института. Всегда кажется, что банк лучше заводского цеха: коллеги интеллигентнее, зарплата выше. Но это иллюзия. В каждой профессии, в каждой среде есть свои преимущества и недостатки. Смотрите на жизнь объективно.

Отбрасывайте чужие представления о своей жизни, выбирайте то, что нужно вам. Смотрите только на себя. Спрашивайте только себя — что больше нравится: железки и механизмы или счета-фактуры? Мнимого стыда или престижа нет ни в том, ни в другом — все профессии одинаковы нужны. А сравнивать две абсолютно разные профессии и среды — завод и офис — то же самое, что сравнивать руку и ногу. Вряд ли кто-то осмелится точно сказать – что важнее.

Первая и самая распространенная ловушка в том, что мы выбираем профессию по расчету. То есть не сердцем, а исключительно головой. Но наша прагматичная голова легко заходит в глухие дебри. Какое-то время будете радостно ходить среди всех этих «денежно», «стабильно», «удобно» и «рядом с домом». Но потом обязательно потеряетесь: дорога выбрана неверно.

 

Частенько выбирая профессию, мы ставим перед собой только один вопрос: где мне заработать? Ответ прост: там, где больше платят. Сам по себе вопрос очень правильный — нет ничего дурного в том, чтобы желать себе обеспеченной жизни. Более того, это желание — похвально. Ошибка ровно в том, что никаких других вопросов мы себе больше не задаем.

Все знают, что бухгалтер — это стабильно, юрист — надежно, менеджер по продажам — денежно, а специалист по внешнеэкономической деятельности — престижно. Но мало кто соотносит свои стремления и способности с теми качествами, которые требуют эти профессии. Либо это делается наспех, без внимания к себе. Мы не исследуем себя, а договариваемся с совестью.

Рассуждения приблизительно таковы: «Финансовая академия даст престижное образование — сильнейший преподавательский состав! После пяти лет я буду востребованным бухгалтером-экономистом. С таким дипломом получить работу намного легче. С математикой у меня неплохо, память отличная, никогда не ошибаюсь в цифрах — надо идти».

Ошибка заключается в том, что мы нацелены только на результат работы — деньги. А если посмотреть на работу шире — это процесс. И коль скоро мы сейчас пляшем от прагматики, то неплохо сначала спросить себя: ну, хорошо, бухгалтер это денежно. А считать я умею? Нравится ли мне работать с бумагами, есть ли во мне усидчивость? Или я прекрасно считаю, хорошо умножаю и складываю, но в глубине души хочу быть учителем музыки?

Сделав выбор однажды неверный выбор, мы начинаем перекраивать себя — сначала в ВУЗе, потом на работе. А что делать? Образование получено, работа найдена, зарплата ждет. Но если это не ваше — получится замкнутый круг. Работа окажется скучной, однообразной, бессмысленной. Без творчества, без радости, без интереса. Работа только ради денег губит, оскорбляет, ущемляет человека.

Так как же выбирать профессию? Удивлю вас: не головой, а печенью. Можно сказать более возвышено — сердцем. Можно сказать — селезенкой или животом. Словом, выбирайте любым органом, которому доверяете, но головой — в меньшей степени. Выбирайте профессию, как выбираете мужа или жену — по любви, увлечению и большой интуиции.

Честно спросите себя — хочу ли я заниматься этой профессией? Какие мои потребности здесь будут здесь удовлетворены? Смогу ли я общаться с такими людьми,  с какими хочу общаться? Что я буду делать? Чему буду служить — вот ключевые вопросы. Головой такое не придумаешь: чему буду служить.

А что вы чувствуете, когда думаете о выбранной профессии? Радость, вдохновение, интерес? Или все спокойно и ровно, как пульс у покойника? Есть три отличных теста на совместимость. Первый: что вы будете испытывать, если вас этого лишат и попросят заниматься совершенно другими, противоположными вещим? Если ваша реакция — бурный протест, недовольство или скука, вы на верном пути.

Допустим, вы хотите стать юристом. А если сейчас придет ваша мама и начнет расписывать преимущества швейного дела — это же хорошо, «женственно», всегда будут заказы. А юрист — это непрактично, сейчас на рынке переизбыток кадров, оплачиваемую работу найти сложно. А у хорошей портнихи всегда есть заказы. Ну? Интересно? Готовы отложить уголовный кодекс ради швейной машины?

Второй тест таков: представьте, если за любую работу платили бы одинаково: аптекарь, летчик, президент получали бы абсолютно равный оклад. И в такой ситуации нам комфортно, потому что мама абсолютно спокойна — и юрист, и швея в равных условиях. Теперь выбор только за вами. 

Третий тест более абстрактный, но не менее информативный.  Он подходит лишь для выявления ваших склонностей. Представьте, что бы я делал, если бы у меня не было необходимости работать за деньги? Допустим, шестиюродная тетя оставила вам в наследство миллион евро. Понятно, что вам потребуется неделя-другая, чтобы достойно отметить это событие. Но потом все равно придется выбирать какие-то занятия, только без изматывающих мыслей – где заработать побольше.

Итак, у вас миллион евро. Ваши занятия? Вы хотите остаться в атмосфере праздника? В роли гостя, бармена, ведущего или организатора? В ночном клубе или ресторане? Вам нравится развлекать гостей или тщательно искать площадку, продумывать меню и шоу-программу? Тогда вам стоит приглядеться к профессии ведущего, конферансье или распорядителя торжеств.

А кто-то мечтает отправится волонтером на Байкал — собирать мусор или станет клоуном в цирке. Кто-то станет дизайнером модной одежды, кто-то — фотографом и путешественником. Отпустите себя — мечтайте, сколько душе угодно. Записывайте самые яркие идеи, они будут большой подсказкой при выборе профессии. Наши мечты и желания — важнейший источник информации. 

И пусть вас не смущает, если мечта необычна. Ведь когда вы говорите: «О, с миллионом евро я бы вставал пораньше, выпивал утренний кофе и шел убирать двор — неспешно и с удовольствием», это не значит, что вам обеспечена карьера дворника. Но здесь есть два важных момента: работа на открытом воздухе и тема экологии — сделать мир чище. Значит можно смотреть в этом направлении.

После того, как полет мысли оформится более или менее четко, можно подключать голову  –   приступать к анализу и присматриваться к конкретной профессии. На каждом этапе нужен свой советчик : сначала – сердце, потом – голова. Важно, чтобы это было в гармонии.

Выбор профессии — это увлекательное путешествие к самому себе. И результат выбора — не совокупность плюсов или минусов новой должности, а ваш собственный голос. Ваши желания,  стремления, движения сердца неизмеримо важнее «престижа», «статуса» и «стабильности». Просто потому, что престиж — это то, что нравится каждому третьему, статус — то, что важно другим, а стабильность вообще такова: сегодня есть, а завтра — нет.

Любая оценка извне, любая тенденция переменчива и относительна. По-настоящему важны только ваши дарования и способности. Верьте им, верьте зову сердца. Ищите своё. Никто, кроме вас не скажет — в чем ваш талант, не решит — какое нужно образование (и нужно ли оно вообще), кем работать и как зарабатывать.

Важно знать, что нет «плохих» и «хороших» профессий. Банкир не лучше ветеринара и дворник не хуже учителя. Конечно, это не предложение оставить свою профессию и заняться придомовой территорией. Это, скорее, констатация факта: нет «низких» профессий. В каждом деле, в каждом начинании важно лишь отношение: нравится или нет, любим или выполняем потому, что «надо», «престижно», «денежно».

Дело, выполненное с интересом, будет оплаченным. Профессионалы всегда обеспечены. Когда вам нужна идеальная стрижка — вы ищете лучшего мастера, когда опаздываете на самолет — нужен водитель, который довезет вас за полчаса даже по пробкам. И если результат достигнут, вы платите гонорар с благодарностью, желая пользоваться услугами этих людей постоянно. При этом вам ни разу не приходит мысль (вас не смущает), что парикмахер и водитель — обслуживающие профессии.

Но самый интересный вопрос в другом — представьте, сколько времени и сил нужно потратить, чтобы стать востребованным. Минимум — несколько лет. И даже после того, как «безымянная высота» останется позади, нужно повышать квалификацию и следить за новшествами в выбранной сфере. Иными словами, придется быть «в теме» каждый день. И если тема нелюбимая, находиться в ней будет крайне сложно. И как следствие — крайне сложно расти.

В конечном итоге думать только о деньгах, почете и наградах — не выгодно. Профессия — это длинный путь, который легче идти по любимой дороге. Правда, выбрать эту дорогу не так просто: мы часто ошибаемся, сворачиваем не туда, расстраиваемся, когда не находим удовлетворения, и рано или поздно делаем печальный вывод — найти свой путь невозможно. Увы, горький опыт минувших дней отбивает вкус к настоящему.

Но есть и хорошая новость: никогда не поздно начать всё сначала! А пока поговорим о том, как избежать распространенных ошибок при выборе дела жизни. Каждой ловушке мы посвятили отдельную статью, но если вы спешите – читайте краткую версию ниже.

Ошибка номер один: выбирать головой то, что нужно сердцу

Часто мы путаем «хочу» и «надо». И при выборе профессии мы тут же зачинаем рассуждать о выгоде, размере зарплаты и востребованности в обществе. Конечно, это важные факторы, но самый главный – то, что хочет ваше сердце. Профессия – это дело, которым вы будете заниматься каждый день по шесть-восемь часов лет эдак десять. Всегда помните об этом и спрашивайте себя: что мне дорого, что близко, что важно? 

Ошибка номер два: особенности национальной заботы или о том, почему стыдно крутить гайки

У любого народа есть своя традиционная культура, свой набор шаблонов, свое понятие о том, как «правильно», а как – «из ряда вон». Следуя правилам и традициям, мы подчеркиваем национальную принадлежность. В жизни важен баланс между правилом и внутренним «я», чтобы одно не перевесило другое. Правила для нас, а не наоборот. И если вы чувствуете давление со стороны «правильно, «прилично» и «только так» - делайте выводы. 

Ошибка номер три: вы должны делать так, как сказали родители

Пожалуйста, запомните этот абзац. Остальной текст можно читать как угодно. Любите своих родителей. Прощайте ошибки. Даже если сейчас они давят на вас что есть силы. Даже если когда-то, пятнадцать лет назад, они вынудили вас выбрать нелюбимую профессию. Возможно, они заблуждались. Но совершенно точно, они хотели как лучше. Отпустите обиды. Забудьте прошлое. И начинайте менять свою жизнь к лучшему. Как — читайте в этой статье. 

Ошибка номер четыре: туда берут только по блату или как проверить свои таланты

Сколько раз вы слышали это в течение жизни? И наверняка сами в это верите. И правильно делаете. Потому что блат – существует. Сказать, что связи ничего не решают – сущая глупость, но утверждать, что связи решают все – абсолютная чушь. Блат существует в нашем сознании как панацея от всех бед. Но это не так. Хотя бы потому, что не все покупается и продается.

Проверяйте свои таланты, ищите хороших педагогов, используйте любую возможность, чтобы быть ближе к заветной цели. Поступайте в Суриковское училище, даже если у вас нет наполеоновских планов - прославить свою фамилию великими картинами. Возможно после диплома вы обнаружите себя в стройных рядах веб-дизайнеров. Это не главное. Жизнь подскажет, где и кем вам выгоднее трудиться. Самое прекрасное, что это будет профессия по призванию. 

Ошибка номер пять: профессию надо выбирать один раз – и на всю жизнь!

Этот постулат пришел к нам из прошлого века и отражает характер времени. Сегодня все иначе: ритм жизни ускорился в несколько раз. Смена и работы, и профессии стало нормой. В такой ситуации гораздо больше плюсов, чем минусов, при условии, что постоянная смена профессиональной деятельности не становится стилем жизни.

Ошибка номер шесть: жить, как будто время бесконечно

«Не могу пока поменять работу – надо купить квартиру детям». «Потом подумаю, какая профессия мне подходит, а пока поработаю продавцом. Это ужасно скучно и утомительно, зато на Новый год хорошая выручка». «Терпеть не могу свою контору и склочный коллектив, но кто еще меня возьмет без высшего образования? Надо пять лет где-то учиться по вечерам, а у меня все время занято».

Обычный ход мыслей. Когда мы откладываем нечто очень важное «на потом», нас никто не поставит в угол и не срежет зарплату. Но когда станет ясно, что время ушло – разочарование будет огромным. Но есть и хорошая новость – всегда можно взять ситуацию в свои руки. 

Ошибка номер семь: мечтать – вредно или чем «хочу» отличается от «хотелось бы»

Нынче модно читать мотивационные статьи и книги, посещать тематические семинары. Философия их проста, тем и прекрасна: мечтай – и все сбудется; всё, о чем ты мечтаешь – и это есть твои истинные потребности. Здесь есть некая доля правды: мечтая, мы освобождаемся от собственных предубеждений и ограничений – «большой дом только для богатых», «интересная работа – для «своих»», «это не для меня», «ничего не получится». Мечтая, мы приобретаем могущество. Но есть и подвох – увлекаясь мечтой, мы теряем связь с собой и реальностью. 

Надеемся, что сделали ваш выбор немного проще. Успеха в любых начинаниях!

Владимир, наши читатели - это люди, ищущие профессию. Вот они думают, что юристов пруд пруди. Как бы вы это прокомментировали?

Да, действительно за последние два десятилетия российская система образования выпустила большое количество юристов с разной специализацией, и часть из этих дипломированных специалистов так и не смогло трудоустроиться.

Но, при выборе своей профессии ориентироваться следует не на количество юристов, а на желание быть юристом.

Главное это не то, кто они, те юристы, и почему они не трудоустроились, главное кто вы и хотите ли вы связать свою жизнь, например, со служением праву, разрабатывая законы или со служением человеку, являясь адвокатом.

Критерием, что вы хотите и кем хотите стать, должно всё определяться, и тогда, став юристом по своему желанию, у вас никогда не будет проблем с трудоустройством и заработком. К этому могу добавить, что профессия юрист открывает огромные перспективы перед человеком в любой сфере деятельности.

Я слышала от юристов, что  Трудовой Кодекс - маленький кодекс и скучный кодекс и что конфликты по трудовому законодательству какие-то не очень интересные. Так ли это?

Никак не могу с этим согласиться.

Во-первых, потому, что Трудовой кодекс РФ не маленький, так как составляет 424 статьи, которые регулируют трудовые взаимоотношения в полном объеме.

Во-вторых, потому, что трудовые споры не скучные. Они очень разнообразные: о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы, о взыскании компенсации за моральный вред или за полученную травму на производстве и т.д. И это только где истец работник, а есть еще масса споров, в которых истцом выступает работодатель.

В трудовых спорах есть всё, чтобы не остаться к ним равнодушными: успех, разочарование, деньги, слезы, злость, правда и ложь.

Вы можете вспомнить какой-то интересный и даже захватывающий случай из области трудового права? Чему вас это научило как профессионала? 

В моей практике бывало разное. Приходилось выступать как на стороне работника, так и на стороне работодателя и каждый спор принес свой интерес и опыт.

К особому случаю могу отнести трудовой спор между обычным работником и крупной кредитной организацией, которая уверовав в свою силу, уволила работника.

Работник оказался не из пугливых, нанял дорогостоящего юриста и путем судебных процедур был восстановлен на работе с выплатой больших денежных компенсаций. В свою очередь работодатель в своем обжаловании дошел до Верховного суда РФ, который направил дело на новое рассмотрение.

Только после этого стороны проявили друг к другу уважение, заключили мировое соглашение и разошлись с миром каждая своей дорогой.

А научило меня это тому, что всегда и во всем надо идти до конца, но если есть шанс договориться полюбовно, то им необходимо воспользоваться.

Чего не хватает, по-вашему мнению, в трудовом кодексе сегодняшнем? Что в нем  мешает жить?

Если исходить из судебной практики, то обращает на себя внимание то, что работник, требуя с работодателя компенсацию за моральный вред, не может чем-то руководствоваться для расчета  размера этой компенсации.

Суд же определяет размер компенсации за моральный вред на свое усмотрение и, зачастую не учитывает вред, нанесенный супругу уволенного работника, его детям, не учитывает, как отразилось незаконное увольнение на психике работника и т.д.

В Трудовой кодекс РФ необходимо включить нормы о расчете морального вреда или сделать отсылку на соответствующие методики, которых, к сожалению, пока нет в российском праве.

Когда устраиваешься на работу и подписываешь договор, на что в договоре надо обратить внимание? Или еще на что-то надо смотреть, кроме договора?

Статья 57 Трудового договора РФ четко определяет содержание трудового договора, то есть работник должен просто-напросто проверить содержание договора на соответствие указанной статье перед подписанием.

В трудовом договоре должно быть прописано всё то, о чем договорились работник и работодатель, так как в противном случае работник после начала работы может не получить то, на что он рассчитывал изначально.

До заключения трудового договора работнику необходимо узнать репутацию компании, отзывы о компании бывших работников, проблемы компании в части выплаты заработной платы и другие тонкости, что позволит сделать правильный выбор при выборе между работодателями.

Чем вы можете помочь человеку,  которого неправильно уволили? 

Моя помощь незаконно уволенному работнику заключается, прежде всего, в консультировании работника, в сопровождении переговоров с работодателем, в защите интересов незаконно уволенного работника в трудовой инспекции, в суде, в прокуратуре и других правоохранительных органах.

Главные цели:

  • восстановить уволенного работника на работе;
  • взыскать задолженность по зарплате;
  • взыскать с работодателя проценты за просрочку выплаты заработной платы;
  • взыскать с работодателя компенсацию за нанесенный моральный вред;
  • взыскать с работодателя другие невыплаченные суммы.

Вернемся к профессии юрист по трудовым спорам. Какими качествами должен он обладать? Мне кажется, пусть он обладает гибкостью ума, высоким социальным интеллектом, бойкостью, способностью к борьбе. 

Да, перечисленные качества важны для трудового юриста. Без гибкости ума и интеллекта вряд ли можно разобраться в тонкостях российского законодательства, бойкость и способность к борьбе необходима тогда когда приходится бороться с оппонентами, недостатками судебной системы, неповоротливостью трудовой инспекции и прокуратуры.

Кроме перечисленных качеств я бы добавил высокий профессионализм, умение понять и принять проблемы работника, благородство, заключающееся в высокой нравственности и честности.

По крайней мере, к этому надо стремиться.

Где лучше всего получить эту профессию? Какие вузы, по вашему мнению, лучшие. А в какие лучше не ходить?

Конечно, в первую очередь необходимо отметить государственные ВУЗы, такие как: Московский государственный университет,Московская государственная юридическая академия, Санкт-Петербургский государственный университет и другие ведущие государственные учебные заведения с юридическими факультетами.

Точно не стоит поступать в учебные заведения, где обучение лишь формальность, так как в таких заведениях не закладывается юридическая база, которая необходима для успешной дальнейшей юридической деятельности.

Как может выглядеть карьера трудового юриста? 

Направлений для развития карьеры достаточно. Это может быть трудовой юрист в штате коммерческой компании, который разрешает все трудовые споры компании.

Трудовой юрист может работать в штате государственных организаций, с перспективой возглавить свои юридические подразделения.

Юристы, желающие работать на «вольных хлебах» могут создать свои юридические компании, которые будут специализироваться на трудовых спорах.

Наконец, спустя время, можно получить статус адвоката и уже в этом статусе содействовать разрешению трудовых споров.

Какие  профессии  граничат с трудовым юристом? Это на случай, если кто-то хотел бы уйти из этой профессии. Куда ему можно было бы еще податься?

С профессией трудового юриста близко граничат должности кадровиков. С юридическим опытом кадровые службы с удовольствием примут к себе на работу.

Юристы могут стать дознавателями, следователями, судьями в правоохранительных органах. Можно стать нотариусом.

Юристы, имеющие практический опыт и желание могут заняться преподаванием в школах, техникумах, институтах и других учебных заведениях.

Многие юристы, приобретя опыт, становятся авторами в различных юридических изданиях, пишут книги.

Грамотные юристы с легкостью переходят на руководящие должности в коммерческих компаниях.

Наконец, юристы, лучшие из них, могут заниматься научной деятельностью, что, пожалуй, является высшим пилотажем в юридической деятельности.

Ловлю себя на мысли, что я, как искатель кладов, иду по полю — ищу драгоценности. Вдруг начинает попискивать мой металлоискатель...Сердце замирает. Близко, близко...тепло.

Иногда чувствую себя доктором, который пальпирует пациента — тут болит? А тут болит? А тут?  

Когда же наступает минута вынимать клад или плод — чувствую себя повивальной бабкой. 

Тут надо вынуть ребенка живым и жизнерадостным, не задохнувшимся.

Случается, что беременность маленькая. Ребенок  не созрел. Вынимать его рано. Пусть растет. Вот рекомендации. Но беременность есть.

Однажды клиент удивляется:  да ведь я и сама это знала о себе!

И я тогда скажу, как фокусник со стажем, — нельзя вынуть из шляпы кролика, если его там нет.

Но как повитуха с опытом скажу: нельзя вынуть из чрева девочку - если  во чреве  мальчик.

Профориентолог и повивальная бабка имеют дело с тем, что Есть — с созревшим плодом, даже если этот плод - интерес к предмету, желание делать что-либо с этим предметом.

Иной раз 33-летний клиент воскликнет: а вдруг я бы мог танцевать в балете!

Отвечаю тогда: может быть, это и не выходит за пределы возможного. А вы хотите, вот вы, в 33 года, после работы в компании «ХУZ» – реально пойти в балетную школу - если вас возьмут?

- Не знаю! Если я способен — я пойду.

- Не будете зарабатывать  днем, а весь день проведете у станка?

- Не знаю. Не знаю.

- Но, смотря правде в глаза: если вы раньше не танцевали, вас и не тянуло если- это просто фантазия, хуже того - пустые слова...

В лучшем случае  - подобное заявление ( вопрос — насчет балета) — признак ЖЕЛАНИЯ НАЧАТЬ делать нечто СОВСЕМ ИНОЕ.

Но есть ли плод, готовый к рождению? Как узнать?

Плод, созревший плод — дает о себе знать совершенно конкретно, ясно. Он толкается. Он не дает покоя.

Плод — это сплав желания и воли и некоторых психофизических данных для выполнения определенной деятельности. Например, если вы никогда не хотели танцевать и поэтому не танцевали, то можете ли вы вдруг загореться пламенем  профессионального танца? Полагаю, нет. Не можете. Можете один раз сплясать — энергично, нет ли — но, это что называется, «для себя», не для продажи.

Однако не так все просто. Если вы бы умели смешно двигаться, пародировать движения другого человека — вы бы могли работать на сцене с большим успехом. И вы бы не были танцором.  Вы бы были перформером.

Очень важно дать точное название вашему любимому действию. Очень важно точно почувствовать, что именно вы хотите делать и с каким  именно объектом (материалом). Например, если вы  умеете и хотите работать с текстом — то вы можете явиться миру переводчиком с одного языка на другой, автором своих статей, писателем, литературным редактором, копирайтером. Различия в характере работы  с текстом этих профессионалов - еще тоньше.

На кого же похож профориентолог, когда он делает эти тонкие различения в характере действий с объектом?

В юности я видела часто один  и тот же сон. Я прыгаю безо всякого парашюта с крыши высокого здания. Моя задача приземлиться — точно и не разбившись. И я  всегда приземлялась мягко, хотя по дороге приходилось делать сложные кульбиты. 

Этот сон мне снился ровно до тех пор, пока я не начала профориентировать.

Я думаю: наверно из-за того, что теперь я делаю эти кульбиты и приземления в реальности.

Ричардас Норвила – Индивидуальный Философский Семинар

Ричардас Норвила – кандидат философских наук, известный композитор, практикующий психотерапевт, автор книг «Рваная Тишина» и «Философский Дневник». Не так давно им был разработан новый оригинальный метод работы с человеческими проблемами – индивидуальный философский семинар.  Именно это и стало темой нынешнего интервью.

В чем суть твоего метода и в чем его уникальность?

Любая форма гуманитарной практики, частью которой является психотерапия, всегда возникала в определенное время и давала ответы на определенные актуальные и наболевшие вопросы своего времени. Посмотрим на психоанализ и юнгианскую психологию. В  первом случае это проблематизация табуированных зон – сексуальности и панэротизма. В случае же психологии Юнга  глубинное самопознание становилось чем-то общедоступным, не каким-то закрытым тайным знанием. Но время идет, и все меняется. Мне кажется, что сегодня психотерапия в целом как форма лечащей коммуникации потеряла свою актуальность, потому что степень информативного хаоса достигла на данный момент своего абсолютного предела. И если, как в классической психотерапии, разбираться с собственной личностью с позиций чувств, ощущений, чувств в межличностном пространстве, то эта ситуация предполагает, что мир вокруг более-менее понятен и стабилен, и человек имеет возможность заниматься личным утонченным анализом собственной  чувственности. Сегодня мы переживаем информативный хаос, и человеку может быть в некотором смысле не до себя, поскольку главная потребность (может быть, не каждым человеком осознаваемая) – как-то сориентироваться в том, что происходит вокруг. А это очень сложно. В ХХ веке человек жил в понятном мире. Существовала Холодная война, и человек занимал какую-то позицию по отношению к неким таинственным и незримым баррикадам.  Сегодня же все меняется настолько быстро, что понять происходящее в политической и экономической сфере практически нет никакой возможности. Это одна сторона дела. Другая сторона заключается в том, что человеку, чтобы заниматься самопознанием, недостаточно вглядываться в собственную чувственность или проблематику отношений между людьми. Важно, чтобы у человека была определенная ведущая идея, вокруг которой человек может строить свою жизнь.  Получается, что в индивидуальном философском семинаре я напрямую со своим собеседником психотерапией не занимаюсь, даже если запрос его носит психологический характер. Я помогаю человеку  осмыслить  его ситуацию в мире исходя из его личного опыта, не обращаясь к коллективным штампам и коллективным моральным принципам.

Итак, ты считаешь, что в условиях нестабильного мира классическая психотерапия себя изжила.

Я считаю, что это так. Возьмем очень простую вещь. Если я спрашиваю человека о его вере и убеждениях, то тут, понятно, в качестве ответа будет некий штамп, ничего личного там не будет. «Надо делать добро», или «я верю в Бога». Получается, что это сумма определенных семплов, или образцов, которая исподволь управляет поведением человека, так как убеждения или принципы веры, лежащие в основе поступков и умозаключений человека, зачастую не являются зоной рефлексии. Они просто существуют. И получается, что они не являются результатом внутреннего процесса или внутреннего труда, который человек когда-то совершил, размышляя о том, что такое вера, и что такое лично его вера, его убеждения.

А какие гиганты тебя «подпирали» при разработке твоего метода?

Виттгенштейн,  Хайдеггер, Отто Гросс … Очень важный момент : философия живет не только в текстах, меня бесконечно вдохновляют великие произведения искусства, такие режиссеры как Фассбиндер, Веерасвтакул, Минь Лянь и музыка Койл, Муслимгауз, Мортона Фелдмана…

Для каких людей пригоден и продуктивен твой метод?

Индивидуальный философский семинар как метод коммуникативной практики далеко не у каждого человека вызовет резонанс и подойдет ему. Этот метод может показаться интересным таким людям, которые уже размышляли о философских проблемах, и у которых есть вопросы, на которые нет ответа. Это важный момент – необходимо определенное  развитие сознания. И самый минимум наличия рефлексии. Человек, который осознает себя в мире и может хотя бы до некоторой степени  аналитически подойти к своим потребностям, фантазиям и так далее. И также существует минимальная дистанция между переживаниями человека и тем, как он это видит. Человек же, который живет не на рефлексивной, а на рефлекторной основе и простодушно  реагирует  на разного рода раздражители (погода, курс валюты, головная боль), – это никак не клиент подобного метода. И именно индивидуальный философский семинар или философствование вместе может раскрыть способности к рефлексии, если они существуют в скрытом виде. Я думаю даже, что это доступно каждому человеку.

Я считаю. что философия не должна являться чем-то элитарным, хотя таковой она считалась всегда. Были определенные философы – Хайдеггер, Витгенштейн, Кант, Мамардашвили … Это люди, которые философствовали и оставляли после себя тексты, записи лекций и семинаров и т.д. Эти люди выступали как артисты оригинального жанра, если угодно. Существовал артист-философ и существовала публика. Даже если мы возьмем философские факультеты, то кого они готовят? Преподавателей в основном, а не философов. А я говорю – философия должна сойти с пьедестала и сказать «я доступна, я хочу жить среди людей. Я не являюсь орудием демиурга или гения. Я являюсь просто частью воздуха». Вот что я хочу сказать. На самом деле, когда я прогуливаюсь в парке, в Измайловском, например, я нередко вступаю в беседы с людьми старшего возраста с целью уточнить, - есть ли у этих людей философия – просто так, по ходу разговора. Люди пугаются этого вопроса. Кто-то говорит: «Я слишком стар для философии». А кто-то смотрит на меня непонимающе: «Что же ты несешь?»

«Я считаю, что каждый человек имеет право философствовать, и что если бы это произошло, то мир бы принципиально изменился. Не в том смысле, как нас учили классики марксизма в интерпретации русскоязычных текстов. Я имею в виду, что, если бы каждый человек философствовал, воздух был бы другим. Человек бы вдыхал и выдыхал иначе. Изменилось бы принципиально все. Поэтому моя скромная миссия – сподвигнуть к философствованию хотя бы небольшую группу людей.  Вопрос состоит в том, как должна происходить такая «инициация». Каждый человек имеет право иметь свою собственную философию и как-то её развивать. Но для индивидуального философского семинара нужна некоторая способность к диалогу. Это фундаментальное  требование к собеседнику, чтобы практиковать этот метод. Если человек интуитивно умеет вести диалог, слушать и т.д., то актуализировать и развить рефлексию значительно проще, – потому что человек может быть рефлексивным, но при этом абсолютно аутичным. Он может размышлять, но не умеет слушать и вести диалог. И тогда это пустой орех – скорлупа.

В чем суть практики индивидуального философского семинара?        

Суть практики – в том, что человек формулирует то, что его волнует, и мы вместе с ним смотрим, как можно с этим философски работать. Чем это отличается от классической психотерапии? Для классической психотерапии характерен вопрос: «Что вас беспокоит». А в контексте индивидуального философского семинара вопросы – «Что вас волнует, что вас вдохновляет, чем вы восхищаетесь». Очень важный аспект психотерапии – это чувственность во встречи между клиентом и терапевтом. Терапевт должен определенным образом прочувствовать, что же происходит с клиентом. Предметом классических терапевтических текстов на тему переноса и контрпереноса становится одна тема – взаимные манипуляции  терапевта и клиента. Такие игры контрпродуктивны для прозрения.

Индивидуальный философский семинар в этом смысле оставляет только один чувственный аспект: ведущий философ в этой диаде – должен быть человеком «теплым».  Философ не должен быть человеком высокомерным, он должен создать теплую атмосферу майевтики, чтобы в ней что-то могло родиться, если говорить языком Сократа, принимающим абсолютно любые, даже самые идиотские идеи со стороны клиента. Более того, – чем более странными являются эти идеи, – тем больше радости для философа, который с этим сталкивается.  В свое время философ Александр Моисеевич Пятигорский говорил: «Я коллекционирую интересных людей». Это очень важный момент. Я скажу, что индивидуальный философский семинар обязан способствовать тому, чтобы твой собеседник стал интересен тебе и интересен себе, чтобы вдруг эта ситуация интереса стала ощущаема и стала источником радости, радости познания через интерес. Не просто потому, что надо познавать мир, познавать по-школярски. Происходит радостное открытие себя, интереса к себе. Человек – это субстанция, способная на многое. Мы человека не лечим, мы его поднимаем.

Похоже, философ видит мир как-то иначе ? 

Для философа мир изначально подвижен, как калейдоскоп. Частицы – одни и те же частицы – перестраиваются и образуют совершенно разные рисунки. Для человека каждая минута философского разговора может быть открытием. Тонкие открытия, которые делают мир крайне многогранным. Человек, который увлекся мыслительным процессом понимания себя и мира, он может с легкостью избавиться от целого ряда псевдопотребностей, которые навязывает капиталистический способ производства: очень много зарабатывать, участвовать в карьерной гонке, иметь крутую тачку, жить в том, а не в другом месте,  три раза в год ездить в отпуск в какие-нибудь экзотические страны, дважды в неделю посещать эпиляцию … Когда человек открывает в себе философское измерение, для него прогулка в парке и наблюдение деревьев – простых деревьев, которые растут вокруг – может быть просто экстатическим переживанием. Или наблюдение причудливых красок на стене здания, мимо которых он проходил годами и этого даже не замечал. То есть, мир начинает «разговаривать» с человеком, когда человек начинает вести с ним диалог. Диалог становится чем-то более общим, главным содержанием жизни, если можно так сказать, и помощниками в этом диалоге могут выступить даже неодушевленные предметы. Чем в контексте психологии интересен индивидуальный философский семинар – так это тем, что тем, что человек действительно начинает разбираться со своей ситуацией с более широкой перспективы, философской перспективы. Говоря языком Виттгенштейна, он постоянно меняет аспект, точку и угол зрения на себя и себя в мире. Он сам  создает свой собственный контекст жизни,  в котором нет места для формулировки проблем как психологических.  

В чем же ценность отказа от психологизации?

Дело в том, что  психологическая проблема говорит лишь о том, что энергия течет мимо меня, как река, а я выброшен из реки. Философская же ситуация – человек всегда находится внутри реки, что бы с ним ни происходило. Он даже осознанно генерирует этот поток.  Практическая коммуникативная психология строится лишь на одной оппозиции – «удовольствие – неудовольствие». А в индивидуальном философском семинаре оппозиция другая – «знание - незнание». Если я просто стремлюсь к знанию – к знанию и познанию себя, -  это означает, что я выпадаю из позиции «удовольствие-неудовольствие». Принцип удовольствия состоит в том, что человек стремится к забыванию себя, а принцип неудовольствия – хочу пребывать в сладком забвении – где же оно, верните!!!!  Этот маятник есть самая настоящая тюрьма. 

У Борхеса, кажется, есть сюжет про заключенного, которому позволили нарисовать картину на стене тюремной камеры. Он нарисовал огромную поляну,  нарисовал реку, лодку. И когда надзиратель пришел звать его на обед, то увидел, что заключенный наносит последние штрихи на лодке, он в нее садится. Когда надзиратель открыл камеру, он увидел уплывающую лодку на стене. Задача индивидуального философского семинара, чтобы человек сам создал себе реку – реку познания, поток познания.  Он сам создаст себе мотивацию, а не будет  жертвой мотивационных битв корпораций. 

Время идет, и философское наследие прошлого нуждается в новом толковании. Философия Платона сегодня звучит, как набор сказок. Она уже давно потеряла свою энергию. Возьмём Миф о пещере Платона, что реальность существует где-то, а мы видим просто ее отражение, как игру теней на стене пещеры. Это очень красивая, но трудно постижимая история. Любой человек должен заново для себя выстроить свою версию мифа о пещере, чтобы понять и прочувствовать его силу и смысл. Но здесь источником чувствования являются не чувства, а идеи. Идеи порождают чувства иного порядка – не спонтанные чувства, как это принято в традиционной культуре и практической психологии – любовь, ненависть и т.д., – а чувства более утонченные, как биполярный поток энергии.

По сути, индивидуальный философский семинар видит своей задачей открыть перспективы и научить человека видеть перспективы для себя,  причем, постоянно. То есть, человек начинает строить свое мировоззрение. Какое-то мировоззрение у человека, конечно, есть, но является ли он автором этого мировоззрения? Он бумага, на которой пишет кто-то – государство, социальная сеть, кто угодно. Человеку и мысль не приходит в голову сопротивляться этим сторонним агрессивным манипуляциям собственной судьбой. Чтобы сотворить личное мировоззрение нужна бодрость духа. А индивидуальный философский семинар поддерживает это состояние и позволяет человеку сказать, бодр он, или нет, спит он, или нет. Еще очень важный аспект – зловредный капиталистический способ производства, навязывающий такие ценности как потребление, карьера, и так далее, напрочь убивает в человеке романтическое и поэтическое отношение к природе. Именно из романтики и поэтики рождаются такие вещи как нежность к окружающей среде, понимание того, что такое природа, и так далее. Понимание того, что ты ходишь по Земле, и Земля – это огромная ценность. Она тебя носит, как ребенка, заблудившегося во Вселенной. Он ни на секунду не забывает о том, что он живет на Земле, о ценности Земли.

Как устроен рабочий день сисадмина?

Как правило, у системного администратора постоянно есть какие-либо задачи. День начинается с расстановки приоритетов и постепенного решения этих задач. По мере их решения появляются новые задачи, включая неотложные и срочные. Обычно 90% задач решаются прямо за рабочим столом, т.е. почти весь день нужно сидеть за компьютером.

Каковы его обязанности? А у специалиста технической поддержки?

Основные обязанности системного администратора - обеспечить непрерывность бизнес-процессов работодателя. Думаю тут важно понять, что же нужно работодателю для работы. Есть несколько категорий задач:

  1. Телефония. Это может быть call-центр, может быть обычная офисная телефония. Тут решенаются следующие задачи: настройка АТС, настройка телефонных аппаратов. АТС может быть цифровой, может быть аналоговой. Сейчас, конечно, больше используется цифровая. Так же возможно нужно настроить IP-телефонию.
  2. Компьютерная сеть. Нужно обеспечить взаимодействие компьютеров в сети, настроить доступ, подключение. Настроить сетевое оборудование.
  3. Интернет. Необходимо настроить доступ к интернету, возможно ограниченный (ограничить доступ к соц. сетям, запретить некоторые протоколы и прочее).
  4. Настройка периферийного оборудования и доступ к нему - различные принтеры, плоттеры и прочее.
  5. Установка и настройка корпоративных пакетов программ для бухгалтерии, систем внутреннего документооборота, систем ЭДО (электронных систем документооборота). ЭДО как правило используются для отправки документов в налоговые службы и для работы с банками.

Данные задачи решаются с помощью различных комбинаций оборудования/программного обеспечения. В основном всё зависит от бюджета, требований и нужд работодателя. Как правило в большинстве компаний уже существует система, решающая вышеизложенные задачи. Если не нужно делать всё с нуля, то основная задача системного администратора - поддержание существующей системы в рабочем состоянии, а также её обновление/модернизация по мере необходимости. Возможно систему нужно будет расширять и дополнять для решения новых задач работодателя.

В обязанности специалиста технической поддержки также входит обеспечение непрерывности бизнес-процессов работодателя, но не на уровне системы, а на уровне конечных узлов и конкретных устройств. Основные задачи специалиста технической поддержки:

  1. Настройка компьютера пользователя - подключение к корпоративной сети, настройка почты, установка пакета программ.
  2. Настройка принтеров.
  3. Замена расходных материалов в периферийных устройствах (принтеры, факсы и прочее).
  4. Настройка телефонных аппаратов (обычных телефонов, IP-телефонов).
  5. Ремонт и восстановление вышедшего из строя оборудования. Замена комплектующих ПК, принетеров, телефонов.

Как правило, специалист технической поддержки начинает свою работу по заявкам от пользователей. Почти каждый день случаются различные инциденты: не работает интернет, не отправляется почта, не звонит телефон, не работает бухгалтерская программа и прочее. Основная обязанность - оперативное устранение неисправности. Чем быстрее будет устранена неисправность - тем меньше финансовых потерь у работодателя, т.к. обычно неисправность приводит к невозможности пользователя исполнять свои трудовые обязанности, за которые ему платят зарплату.

Какие операционные системы он должен знать сегодня?

Операционные системы подбираются для каждой фирмы отдельно, в зависимости от финансовых возможностей и решаемых задач. Для решения большинства задач по взаимодействию компьютеров в сети подходят серверные операционные системы от Microsoft: Windows Server 2008, Windows Server 2012. До сих пор можно встретить Windows Server 2003, но эта система уже устарела. Для обеспечения связи компьютерной сети с внешними сетями (интернет, удаленный офис, удаленный филиал) используются Unix-подобные системы, наиболее востребованная из них - FreeBSD, так же на Unix-системах можно организовать телефонию, почту, web-сервера. Так же можно встретить в работе использование OS Linux, которая может использоваться как сервер или стоять на компьютерах пользователей. К примеру - в московских поликлиниках в кабинетах врачей стоят компьютеры под управлением Linux, данная система  полностью подходит для работы с ЕМИАС в браузере.  Для обеспечения взаимодействия компьютерных сетей используется специальные устройства - различные сетевые роутеры и маршрутизаторы. Крупные фирмы для обеспечения работы сети используют маршрутизаторы Cisco - они позволяют решить практически любые задачи, связанные с сетевой передачей данных. Маршрутизаторы Cisco настолько сложны в своем устройстве, что для них используется своя операционная система - Cisco Internetwork Operating System или сокращенно Cisco IOS. Знание и умение работать с этой системой необходимы для построения любой относительно крупной сети. Есть еще маршрутизаторы от  компании Juniper Networks со своей операционной системой - Junos OS. Маршрутизаторы Juniper Networks не часто используются в обычных фирмах, как правило их используют крупные корпорации, интернет-провайдеры и банки.

Приходится ли ему иметь дело с людьми и по какому поводу.

Если говорить о специалистах технической поддержки - иметь дело с людьми им приходится каждый день и каждый раз, когда у кого-то что-то сломалось/не работает. В крупных корпорациях и банках, как правило, нужно соблюдать дресс-код, опрятно выглядеть. При этом надо учесть, что специалист технической поддержки общается с любым человеком который использует технику - от заведующего складом до президента корпорации. Поэтому умение общаться и находить взаимопонимание с людьми  обязательно. Часто в вакансиях указывается, что специалист технической поддержки должен быть стрессоустойчивым. Это связано с тем, что техника обычно выходит из строя в самый неподходящий момент. К примеру директор по развитию срочно должен отправить письмо партнерам, а у него не работает почта -  в данный ситуации директор нервничает, боится, что всё может пропасть, сделка не состоится и т.п. В данном случае нужно быть готовым к тому, что как только вы зайдете в кабинет, на вас наорут, обвинят в некомпетентности и т.п., в зависимости от значимости письма и настроения директора, а так же его психического состояния. К этому надо быть готовым. Почти всегда есть 10% постоянно недовольных пользователей, с которыми так или иначе придется налаживать отношения.

Системный администратор, в отличие от специалиста технической поддержки может вовсе не общаться с пользователями. Либо делать это в редких случаях. Основное его общение происходит с начальником/IT-директором на профессиональные темы - работа серверов, системы, почты, внедрения корпоративного ПО, особенности взаимодействия узлов системы и т.п.

Это актуально для крупных компаний, если же вы работаете в компании, состоящей из 30-60 сотрудников, то уйти от общения с пользователями и не попасть на недовольных вашей работой людей не получится, придется так или иначе “влиться в коллектив”.

Приходится ли ему повышать квалификацию ежедневно?

Повышать квалификацию необходимо параллельно развитию индустрии. Для операционных систем это не так актуально, т.к. они выходят раз в 5-6 лет. Чаще обновляются программные продукты - 1С, системы ЭДО, банк-клиенты. Сложности в повышении квалификации возникнуть не должно, если вы держите “руку на пульсе” и следите за IT-новостями. Базовые функции и принцип работы систем заложены очень давно и редко меняются. К примеру ПК как собирались 20 лет назад так и собираются по сей день. В IT-индустрии меняются характеристики и возможности компьютеров и ПО, меняется круг решаемых задач, но базовые принципы остаются.

В данной профессии можно качественно повысить свой уровень квалификации совершив некоторый квалификационный скачок. специалист технической поддержки может стать системным администратором, если повысит свою квалификацию в области серверных операционных систем или в области сетевых технологий. Это будет переход на другой уровень и даст возможность карьерного роста.

Какова вилка зарплат у них? От чего это зависит?

Зарплата чаще всего зависит от решаемых задач и работодателя. К примеру в крупной корпорации/банке зарплата специалиста технической поддержки - от 40 до 80 т.р. В небольших компаниях это сумма меньше, как правило от 25 до 50. Обычно 80 т.р. - это зарплата в иностранных представительствах компаний, для получения такой зарплаты нужно владеть иностранным разговорным языком, а также уметь грамотно писать.

Зарплата системного администратора выше и разброс больше. Это от 35 до 180 т.р. Тут всё зависит от масштабности компании и круга решаемых задач, опять же для 180 т.р. может потребоваться знание иностранного языка.

Кому они подчиняются?

Если компания небольшая 30-100 человек, то подчинение или непосредственно директору или назначенному ответственным за IT-технологии человеком - должности могут быть разные. Если говорить о корпоративном сегменте - то тут выстраивается примерно такая цепочка:

IT-директор - начальники отделов (отдел связи, телефонии, сети и т.п.) - главный системный администратор - ведущий системный администратор - старший системный администратор - системный администратор - специалист технической поддержки. Как можно заметить в небольшой компании практически отсутствует перспектива карьерного роста, можно надеяться только на индексации заработной платы и премии/бонусы. В корпоративном сегменте можно повышать свою квалификацию и карьерный рост на протяжении лет 10-20 с соответствующим ростом заработной платы.

В кого они могут вырасти в компании и от чего это зависит?

Рост возможен преимущественно в больших компаниях. Всё зависит от навыков и знания систем, а так же практического опыта. Нужна теория и практика. Часто приветствуются знания, подтвержденные сертификатами от производителей систем. Наиболее верный путь роста - изучение серверных систем Microsoft и сдача по ним экзамена. Экзамен состоит из большого количества вопросов, проводится в виде теста. Данные экзамены стоят денег, т.е. чтобы попробовать сдать экзамен нужно оплатить порядка 60 евро за попытку не зависимо от того, сдали вы или нет. По этому готовиться нужно тщательно. В некоторых компаниях владение данными сертификатами, подтверждающими ваши знания не просто приветствуются, а являются требованием к кандидату на вакансию. По большей части на пути к зарплате 180 т.р. данные сертификаты просто необходимы. Так же можно осуществить карьерный рост в сетевых технологиях, основанных на знании сетевого взаимодействия и владения навыками работы с маршрутизаторами Cisco. Опять же для работы с Cisco приветствуются сертификаты знания технологий от Cisco, которые выдаются после экзамена, который также стоит денег.

Где именно этом учат и можно ли вот так с улицы прийти на курсы и за полгода стать сисадмином? Пишут в вакансиях: "Образование не ниже среднего специального". Реально ли после колледжа это все уметь? А что тогда дает институт?

Учат системных администраторов на курсах повышения квалификации, а так же на платных курсах, которые проводят производители ПО и оборудования. В технических ВУЗ’ах и Колледжах есть различные кафедры по различным IT-технологиям. После окончания учебного заведения или курсов можно попробовать устроиться на работу с небольшим окладом 25-35 т.р. На первых парах всё решает опыт. Стать сисадмином можно набивая руку на решении различных задач, которые ставит руководство компании. Думаю что за 1 год работы можно набрать достаточный опыт, чтобы понять в каком направлении двигаться и что делать. Есть вариант научиться минимальным навыкам для работы специалистом технической поддержки и работать в такой должности много лет. Но стоит помнить, что специалист технической поддержки - первая ступенька в карьере и подразумевает возраст до 35 лет. Знаю что специалисты технической поддержки с возрастом выше 35 сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, по этому если вы молодой специалист, то желательно до 35 как-то продвинуться по карьерной лестнице.

По поводу обучения в ВУЗ’е и колледже - точно сказать не могу, но мне видится разница примерно такая: в ВУЗ’е учат технологическим азам и базовым теоретическим знаниям для построения компьютерных систем, что может пригодиться будущим системным администраторам. В колледжах меньше теории, больше практики, что способствует более быстрому старту в практических навыках, не сильно вникая в основы.

Скучно ли быть сисадмином или весело? В чем радость?

По поводу скуки или веселья не могу сказать. Тут скорее подойдет слово интересно. Быть системным администратором интересно, т.к. каждый день приходится решать новые и новые задачи, иногда, правда, и старые. На мой взгляд, все администраторы испытывают чувство радости и эмоциональный подъем после решения какой-то задачи. Чем сложнее и интереснее задача - тем больше удовольствия от её решения. Но это для профессионалов, а для тех кто не любит решать задачи или не хочет их решать - нет от работы никакого удовольствия, работа для них превращается в скуку и каждодневные мучения, а каждая новая задача вызывает реакцию вроде этой - “ну, что там еще? ну, опять? ну, сколько можно?”. Иногда правда бывают курьезные или веселые случаи связанные с пользователями. К примеру, как-то раз работница отдела кадров случайно вылила в сетевой фильтр с розетками кофе. Из-за короткого замыкания сработал автомат и в кабинете выключилось электричество. Женщины обратились к системному администратору с жалобой - перестали работать компьютеры и надо их починить. На сколько это весело - каждый может оценить по-своему. Если вы считаете этот случай веселым, то да - быть сисадмином весело.

У каких людей это лучше получается - работать сисадмином или специалистом технической поддержки? Это обязательно интроверты? Технари в душе?

Интроверты вряд ли, а вот технари в душе, пожалуй да. Если есть способность и интерес узнать  устройство компьютера, как работает wi-fi, как работает интернет, то вполне возможно что профессия системного администратора удовлетворит этот интерес, а способности помогут получать удовольствие от работы. За время работы я был знаком с большим количеством системных администраторов и специалистов технической поддержки, всё это были совершенно разные люди. Единственное, что в них было общего - интерес к технологиям. Были правда и люди без интереса в данной области, но работали они плохо и работа им была в тягость.

Можно ли открыть свою маленькую фирму и этим зарабатывать? Реально ли это - практиковать аутсорсинг в этой сфере одному?

По поводу открытия фирмы - открыть можно. Но, чтобы зарабатывать, нужно обладать навыками менеджера для организации работы и иметь опыт продаж услуг системного администрирования. Отсюда могу сделать вывод, что всё-таки открывать фирму - не работа системного администратора, а скорее предпринимателя. Но если есть редкое сочетание этих навыков - то можно открыть фирму и начать зарабатывать. Для открытия фирмы, на мой взгляд, нужно посмотреть и изучить рынок. Предложений о таких услугах очень много, стать конкурентноспособным в данной области довольно сложно. Из-за количества предложений цены на услуги находятся на уровне, когда работа будет приносить минимальный доход. Я не экономист и не менеджер, по этому рассказать, как строить данный бизнес, чтобы он был успешен, не могу.

Если работать самому - тут есть вариант обратиться к небольшим фирмам, состоящим из 5-10 человек. Как правило они не обращаются в аутсорсинговые компании, а пытаются решить свои задачи разовым вызовом специалистов или своими силами. Тут есть вероятность что вы можете заключить с ними персональный договор на обслуживание - скажем 3000 - 5000 в месяц за возможность вызывать вас для решения каких-то задач или для ремонта оборудования. Таких фирм много в бизнес-центрах, где они снимают небольшие офисы. Теоретически можно с одного бизнес-центра набрать около 10 клиентов и получать в месяц около 40-60 т.р. Не знаю как с этим сейчас, но у меня было несколько знакомых, которые именно так и работали.

О чем мечтает сисадмин?

Как я уже говорил выше - сисадмин это такой же человек, как все, и каждый мечтает о своем. А по поводу пожеланий на работе - сисадмины переделали один не совсем литературный тост и часто произносят его на корпоративах и вечеринках, звучит он так: “чтобы сервак стоял и ping’и были!”, переводя на русский это означает - “чтобы сервер всегда работал и был доступен по сети”.

Какие проблемы современного человека в Москве и Московской области выкристаллизовываются, выявляются в твоей психотерапевтической практике?

Тема взаимоотношений с близкими, конфликты отцов и детей, личная жизнь, болезни (собственные и родных), утраты, измены, разводы.

Существует ли вера у тебя в возможности немедицинской психотерапии?

То, чем занимаются психологи, и является немедицинской психотерапией. Поскольку терапия – это лечение, а психологи не имеют права заниматься лечением, то это называют психологической коррекцией.

У меня не вера, а уверенность в том, что есть огромное количество проблем, справиться с которыми могут помочь именно психологи.

В нашей стране так сложилось, что традиционная психотерапия предполагает обязательное использование медикаментозных препаратов. И на этом фоне наступает улучшение. А проблемы так и остаются нерешенными.

Следуешь ли ты некоему критерию нормы в человеческом поведении и переживании?

Все относительно. Если это не следствие психического заболевания, то разброс норм поведения и чувств очень велик.

Есть общепринятые нормы поведения. И это хорошо.

Но с общепринятыми переживаниями согласиться сложнее.

Часто слышу: переживаю за детей (взрослых, самостоятельных), внуков (вдруг заболеют). Ну это же естественно! – уверены такие мамы-бабушки.

Мне кажется, что это не так. Мы ответственны за наши переживания.

К чему ты ведешь человека (я не говорю-учишь, ведь не учишь ?) в своей работе? Что ты пытаешься ему дать или исправить в нём что?

Я пытаюсь, прежде всего, показать человеку, как важно быть в согласии с собой, со своей судьбой, с судьбами (даже тяжелыми) близких.

Моя задача, совместная с клиентом, создать условия для активизации внутренних ресурсов. Именно только собственные ресурсы помогают человеку разрешить проблемы, преодолеть препятствия, исцелиться.

В садах каких ценностей ты прогуливаешь своих клиентов?

Я бы назвала это общечеловеческими ценностями: уважение к себе, принятие себя, внутренняя свобода, уважение интересов и потребностей близких.

Какова роль твоей собственной личности в процессе твоей терапевтической работы с человеком? Помнишь ли ты о себе, как ты сама себя чувствуешь в процессе работы ( групповой, индивидуальной)?

Да, собственная личность имеет значение. И она участвует в процессе психотерапии.

Я, наверное, всё-таки не думаю о своей личности. Всецело отдаюсь процессу. Всё мое внимание сосредоточенно на клиенте. Если тема тяжелая, я ощущаю эту тяжесть. По мере того, как мы продвигаемся к решению, наступает ощущение легкости. И это для меня знак, что процесс запущен, что какие-то изменения уже начались.

Какие психотерапевтические школы или личности оказали на тебя влияние?

В 90-ые годы на меня произвел впечатление подход Милтона Эриксона. Привлек своей недирективностью, подстройкой к клиенту, творчеством.
Имело значение и то, кто меня познакомил с этим подходом, у кого я училась. Это Алла Федоровна Радченко, психотерапевт.

В 2000 году впервые увидела расстановки на мастер-классе Елены Ивановны Красниковой. Она  психолог, выпускница нашего факультета. Этот метод меня зацепил и я начала учиться. Берт Хеллингер, его подход, история его жизни и его путь в психологии оказали влияние.

Что для тебя важнее в работе - техники или теория?

Сначала была важна теория, а сейчас выбираю то, что работает, что позволяет быстро помочь.

Можешь ли ты обозначить свой личный вклад в практику и теорию психотерапии?

Я не думаю, что вношу какой-то особый вклад в практику и теорию психотерапии. Я просто своей работой помогаю людям.

На твоем примере: труден ли, легок ли путь профессионала в психотерапии ? Откуда и куда он ведёт?

Путь профессионала всегда труден. Надо соответствовать современным вызовам, постоянно учиться чему-то новому.

И мне это нравится.

На что рассчитана сила слова в киножурналистике? Что оно может изменить?

Киножурналистика в России, увы, не имеет столь же сильного влияния, как в США, например. Люди потеряли доверие к слову. Во многом доверие к киножурналистике, подорвали руководители телеканалов и радиостанций, безжалостно вышвырнув из эфира программы о кино. Сейчас наибольшее влияние имеют интернет-сообщества, пишущие о кино. Но их уровень во многом определяется понятиями «нравится» и «не нравится». Так что, пока на сегодняшний день киножурналистика выполняет справочные функции.

Какую роль в вашем слове о кино играют ваши собственные страсти?

Вообще, киножурналист должен быть беспристрастным. Но если кино вызывает во мне сильнейшее отторжение, то я просто не буду говорить о нем в своей программе «Синемания». Моя задача, привлечь зрителей в кинотеатры, убедить их посмотреть кино и составить о нём свое собственное мнение.

О чем вам интересно говорить? О продажных голливудских пустышках или о глубоко запрятанном авторском художественном кино?

Я не понимаю слова «продажные голливудские пустышки». Америка создала великую киноиндустрию. Голливуда в традиционном понятии давно нет. В Америке снимают и снимаются американские, азиатские, индийские, европейские кинематографисты. Во всём мире производятся и коммерческие, и авторские картины. Главный критерий – качество. Прекрасно сделанная коммерческая лента, безусловно, является авторской. А плохое кино останется плохим, будь в нем претензии на массовость или на элитарность.

В чем задача киножурналистики - в личной интерпретации картины или в попытке объективно ее представить?

Задача киноЖУРНАЛИСТА, в отличие от киноведа или кинокритика, это привлечь зрителей в кино. Помочь им выбрать правильную картину, помочь людям научиться смотреть умное кино. Рассказать о фильме столь ярко и интересно, что простой читатель, зритель или слушатель пойдет и посмотрит эту ленту в кинотеатре.

Назовите несколько фильмов, которые вы любите всем сердцем?

Ох, как же это непросто. «За облаками» Антониони, «Неоконченная пьеса...» Михалкова,  «Искусственный разум» Спилберга, «Криминальное чтиво», «Полет над гнездом кукушки» Формана,  «Репетиция оркестра» Феллини, "Казанова" Феллини, «Сало..» Пазолини… Много….

Многие люди за свою жизнь сталкиваются только с продукцией массового кинематографа, так и не узнав о существовании художественного кино. Почему так?

Мы потеряли зрителя, который умеет и любит смотреть умное кино. Это и проблемы проката, и дистрибьюции, и рекламы, и качества фильмов. Над умным кино надо работать. И над российским, и над западным. Но система проката построена так, что компании, занимающиеся прокатом «другого» кино вытесняются с рынка и разоряются. Это системная проблема и решать ее надо комплексно.

Говорите ли вы об экспериментальном кинематографе?

Нет. Все-таки экспериментальное кино это удел весьма небольшой части аудитории, преимущественно молодого возраста. Я ориентируюсь на более взрослую часть населения.

Что почитать человеку, желающему изучить кинематограф?

Самый трудный вопрос. Что подразумевается под словом «изучить»? Нужно много смотреть кино, и начинать с того, что читать о фильмах и авторах, которые запали в душу. Все остальное приложится. Вообще, нужно много-много читать!

С недавних пор исчезла профессия киномеханик. Пленочное кино не проецируется на экран. Сожалеете ли вы об этом?

О, да! Конечно, пленка давала совсем другой эффект. И сам процесс съемок был иной. Но это новое время, новая игра, и мы обязаны принимать правила новой игры. Примерно то же самое происходит и с книгами. Ридеры начали вытеснять бумажную литературу. Жаль. Но удобно!

Как вы думаете, нужно ли режиссеру кино получить формальное образование или одной страсти достаточно?

Феномен Тарантино, изучавшего кино только по просмотрам, на мой взгляд, или некое лукавство самого Квентина, либо уникальный случай. Учиться надо. Хотя бы некоторым техническим вещам, как работа с актером и оператором, искусству раскадровки, сценарному мастерству и т.п. Гении пробьются сами. Но их крайне мало. Нужно учиться и много смотреть кино.

Назовите десять фильмов, которые человеку стоит посмотреть, пока он не умер.

Смотрите пункт ПЯТЬ. Добавлю «Волосы» Формана, «Остров проклятых» и «Таксист» Скорсезе, «Вечное сияние чистого разума», «Птицы» Хичкока, «Александра» Сокурова….

Что вы можете посоветовать юноше ( девушке) или от чего предостеречь юношу (девушку), желающему стать киножурналистом?

Читать, много читать, очень много читать. Смотреть кино. Много смотреть кино, очень много смотреть кино!

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф