В чем суть профессии полиграфолог?

Суть профессии состоит в том, чтобы с помощью прибора под названием «полиграф» определять достоверность информации, которую сообщает человек — факты своей биографии или причастность к правонарушению и т.п. Полиграф представляет из себя прибор, позволяющий одновременно записывать показания нескольких физиологических функций организма (дыхание, кровяное давление, частоту сердечных сокращений и т.д.) и традиционно используется в медицинских целях — для оценки состояния организма. Есть еще и прикладное применение полиграфа — в криминалистике — для расследования преступлений. Чуть позже полиграф стали применять и при приеме на работу для оценки благонадежности кандидатов. Один из журналистов для «красного словца» назвал полиграф «детектором лжи», и это название прочно к нему прилепилось, хотя и не отражает сути работы прибора. Чаще полиграф служит для оправдания человека.

В каком положении находится тело обследуемого во время работы?

Во время работы опрашиваемый (поскольку чаще всего процедура тестирования на полиграфе называется Опросом) сидит в комфортном кресле, боком или спиной к полиграфологу. Перед лицом опрашиваемого не должно быть ничего яркого или раздражающего. Это сделано для того, чтобы вид специалиста или что-либо ещё не отвлекали внимание опрашиваемого и не могли бы вызвать ненужную реакцию. Сначала обсуждаются все вопросы, которые впоследствии будут заданы испытуемому. Затем надеваются датчики (на грудную клетку, предплечье и пальцы) и неоднократно и в определенном порядке задаются вопросы, которые интересуют Заказчика.

Кто заказчик исследования?

Заказчиком выступают представители государственных организаций, следственные органы, администрации и мэрии, представители спец служб, представители кадровых аппаратов, служб безопасности, физические лица при найме персонала для ухода за домом и детьми, ревнивые мужья и обеспокоенные родители.

Где проводят такие исследования?

Долгое время проведение тестирований с использованием полиграфа было прерогативой спецслужб, разведчиков. В настоящее время такие проверки проводятся во всех силовых ведомствах: в ФСБ, Министерстве обороны, МВД, ФСИН, Следственном комитете, а также в крупных холдингах и корпорациях. Недавно проверки на полиграфе взяли на вооружение государственные организации, где возможны проявления коррупции.

С какой целью выявляют лжецов?

С начала совместного проживания, вступая во взаимоотношения, люди стремились понять, насколько можно доверять или не доверять словам собеседника, найти виновного для вынесения справедливого наказания. Путь поиска способов оценить правдивость собеседника был тернистым, и не всегда дорога, по которой шли исследователи, приводила к правильным результатам.

В древнем Китае подозреваемым набивали в рот сухую рисовую муку задавали вопросы, касающиеся происшествия. Потом рис просили выплюнуть, у кого он оказывался сухим — признавали виновным. Данный метод «детекции» был основан на мнении, что в состоянии сильного стресса, в котором прибывает лгун, слюноотделение замедляется. В Африке из рук в руки передавали птичье яйцо, и тот, в чьих руках скорлупа трескалась, подвергался наказанию. Разумеется, эти эксперименты не учитывали индивидуальных особенностей, наличие заболеваний или психологического состояния «подопытных», но зато наши предки сделали важный вывод о том, что в организме человека в момент стресса происходят неконтролируемые им изменения.

Конечно, по мере изучения организма человека метод «детекции лжи» приобрел научность. В конце 19 века были сконструированы первые приборы, которые объективно регистрировали изменения в организме человека, и метод стал инструментальным.

В широком смысле полиграф используют для того, чтобы быть уверенным в том, что сообщает человек, т.е. сформировать свое отношение к происходящему и конкретным людям. А также для того, чтобы из круга подозреваемых выделить виновного человека и найти доказательства его причастности к правонарушению — в этом состоит общественная значимость проверок на полиграфе.

Возможны ли ошибки? Какова их цена?

Ошибка по вине человека возможна в любой сфере. Но она особенно высока в ситуации определения вины человека в уголовном преступлении. Качественное оборудование и большой опыт работы специалиста снижает вероятность ошибок. По правилам, полиграфолог проводит целую серию.

Говорят, что профессия сеошник умерла. Правда ли это?

Нет, конечно, не правда. Дословно SEO — это search engine optimization, то есть оптимизация сайта для поисковых систем. Даже если сравнить seo 5-6 лет назад и seo сейчас, то, что мы делаем сейчас, гораздо больше относится к слову «оптимизация», нежели когда-либо раньше.

Чтобы успешно оптимизировать и добиться результатов в продвижении сейчас, надо знать очень много нюансов, разбираться в них. И уже бывшего seo-специалиста, который держит руку на пульсе можно назвать интернет-маркетологом. Потому что нужно заботиться не только о том, чтобы всеми правдами и неправдами завлечь посетителей из поиска на сайт, а решить проблему посетителя, дать ему то, что он искал. То есть это уже решение бизнес-задач. И все это связано, пользователь попал не на целевую страницу, не по тому запросу, не смог совершить целевое действие на сайте — в итоге и такой сайт будет понижен в выдаче.

Профессия меняется, перерождается, но остается!

А что, если его не будет? И можно ли без него?

Не будет кого? Seo-специалиста? Тогда не будет и трафика на сайт. А если будет трафик, то совсем не в тех масштабах, в каких он мог бы быть при участии грамотного специалиста.

Все больше бизнесов понимают, что без представительства в сети развитие невозможно, это касается практически всех областей. Старшее поколение не пользуется интернетом, но поколения меняются, детки с первых лет жизни уже умеют пользоваться телефонами планшетами. Мои родители, которым по 60 лет и те покупают в интернете товары.

Надо позаботиться о сайте и его оптимизации заранее.

А что именно делает SEO-специалист?

Seo-специалиста напрямую должен интересовать бизнес клиента.

Помимо чисто технических вещей, таких как грамотные заголовки title, текстовые описания на целевых страницах, устранение технических ошибок и дублей на сайте, специалист должен заботиться и о так называемых коммерческих факторах. В частности, в Яндексе очень важно учитывать важные именно с точки зрения простого посетителя вещи: в интернет-магазине должны быть указаны цены, должна быть информация об оплате и доставке, например. Страница контактов, большой ассортимент товаров и их подробное описание, все то, что формирует доверие. Согласитесь, что это важно для любого покупателя! Теперь это важно и для поисковых систем.

Seo-специалист должен это знать, понимать и учитывать при работе с сайтом!

В чем радость этой работы?

Радость в результатах твоей работы. Да как и везде, в любой деятельности. Мне радостно, когда клиенту радостно, когда его бизнес развивается и клиент с радостью платит деньги за это.

Вот это радостно, когда трафик с поисковых систем увеличивается в 6 раз за 8 месяцев:

 

И пропорционально этому растут продажи и заявки с сайта!

В чем сложность и отвратительность этой работы? Она, может быть, рутинная?

Да, к сожалению, некоторые вещи, которые и дают результат, являются рутинными. Именно по этому в больших веб-студиях есть аналитики (стратеги, которые придумывают, что надо сделать) и работники более низкой квалификации, которые занимаются рутинными делами. Частично рутина решается различными программами, веб-сервисами, но все равно это рутина, даже если после автоматизации занимает в N раз меньше времени. Творчества-то не прибавляется...

Есть ли в этой работе вычисления? документы? люди? тексты? 

Да, и вычисления, и документы, и люди. Все вышеперечисленное.

Творчество должно быть у стратегов, они придумывают нестандартные ходы в сложных проектах. Подчиненные люди это выполняют, их силами куется железо. В документах все так или иначе фиксируется, куда же без родного Экселя? :)

Кому подчиняется seo-специалист?

Зависит от структуры компании. Есть много seo-специалистов фрилансеров. Они подчиняются сами себе (хотя, так или иначе, подчиняются клиенту). Я, пока работал по найму, подчинялся руководителю отдела маркетинга, подчинялся руководителю технического отдела, директору. По разному, говорю же.

Где на него учиться?

Я учился самостоятельно, в 2005 нигде этому не учили. Были какие-то форумы, где общались единомышленники. В 2007 появилась первая (вроде) и самая известная книга про оптимизацию сайтов от Ашманова. Потом появлялись блоги про seo и связанные области. Сейчас же огромное множество и блогов, и форумов, и других источников информации. Куча книг. Сейчас проводят много конференций, коучингов, обучений, курсов, семинаров и вебинаров. При желании обучиться можно. Но самое главное — это практика, без нее никакие знания не имеют ценности. Большинству вещей учишься только в процессе, им тебя никто не научит кроме себя самого.

Сколько он зарабатывает?

По-разному. Больше всего зарабатывают в Москве, что не удивительно.

Вот, можно среднее по больнице посмотреть в Яндексе на основании текущих открытых вакансий: ЗП seo-специалиста

Кто им не может быть категорически?

Категорически? Тот, кто не хочет. Но обычно seo-специалистами становятся люди с техническим образованием, те, кто закончил матфак, физфак, что-то в этом духе. Я сам закончил физический факультет.

Думаю, что лингвисты, историки, психологи, социологи достойны других профессий. Хотя у меня друг по образованию хирург, но программист, притом очень высокого уровня. Но это исключение из правил.

Как стать фотографом? Нужно ли учиться на курсах, у наставника? Или всё можно постичь самому?

«Как стать фотографом?» Сильный вопрос. Собственно говоря, шестьсот страниц моей книги как раз этому и посвящены. Следовало бы добавить как минимум столько же, чтобы раскрыть тему более основательно. 

«Нужно ли учиться на курсах, у наставника? Или всё можно постичь самому?» Несмотря на то, что книга посвящена психологическим особенностям работы фотографа, навыки владения аппаратурой фотографу жизненно необходимы. Нельзя участвовать в соревнованиях по бегу с препятствиями, если не умеешь ходить.

Желательно вообще отработать владение техникой до автоматизма, чтобы основное внимание уделить содержательной стороне дела. Фотограф, который постоянно что-то крутит и регулирует, неизбежно упускает удачные кадры или не получает их вовсе. Например, и в портретной сессии, и в репортаже техническая суета очень мешает установить полноценный контакт с людьми.

Безусловно, можно освоить технику самостоятельно, как это сделало большинство знаменитых фотографов, имена которых сегодня вошли в золотой фонд Фотографии (Анри Картье-Брессон, Роберт Дуано, Эллиотт Эрвитт, Эдвард Стейхен и многие другие). Литературы о технике — бездна. Можно читать и экспериментировать с фотоаппаратом, но, на мой взгляд, элементарные знания проще получить в какой-нибудь фотошколе, которых сейчас очень много. Единственное, чего следует опасаться, — распространённого представления о Фотографии как царстве техники и аппаратуры. Обратите внимание: когда вы изучили технику, обучение не завершилось, нет! Оно только начинается, самое главное — впереди!

Наставник... стоит ли у него учиться? Да, если это хороший наставник. Полезно работать под его руководством, работать вместе с ним или просто наблюдать за тем, ЧТО и ПОЧЕМУ он делает сам. Но как отличить хорошего наставника от самоуверенного технократа? А как найти хорошего зубного врача, компетентного психолога, автослесаря и т.п.? Забавно, что проблема выбора специалиста всегда встаёт в полный рост как раз перед неоперившимся дилетантом. Поэтому лучше всего смотреть за работой разных людей, сравнивать, пробовать, читать, думать и брать то, что подходит именно вам.

Какие черты характера нужно в себе развивать, если есть желание стать фотографом?

Первое и самое важное, что хотелось бы сказать: Фотография совсем не так проста, как кажется! Можно повторить фразу сто раз подряд, но, к сожалению, к большому сожалению, понимать это человек начинает многие годы спустя. А сегодня он полагает: «Да, конечно, это справедливо в отношении других, но я-то — я ведь уже проник в ряды посвящённых.» Делая самые первые шаги, человек совершенно искренне восхищается собственными результатами. «Боже! Какой фантастический кадр!» Похоже, с этим ничего нельзя поделать. Я уже почти смирился и говорю на всякий случай:

— Друзья, успокойтесь! Не спешите, не воспринимайте первые ученические попытки как выдающийся профессиональный успех! Подождите, когда вы начнёте видеть!

Хороший фотограф — человек трудолюбивый, неброский, тихий, скромный, настойчивый. Он любит людей, интересуется их жизнью. Он постоянно — всегда! — ищет, ждёт удачного момента, он ощущает себя орудием в руках Бога, орудием, которое готово зафиксировать уникальный момент. Совсем не обязательно быть религиозным, это — всего лишь метафора, которая убирает фотографа из центра Вселенной. Человек прекращает бессмысленные попытки вывернуться наизнанку и «выразить себя», зато становится надёжным инструментом на службе Фотографии. Природа, Жизнь бесконечно прекрасны, и если удалось хоть немного передать эту красоту, значит вы на верном пути.

Художник ли фотограф? Если нет, то кто он? Фотокор, в частности?

Мало кто об этом знает, но Картье-Брессон — общепризнанный мастер фотографии — всегда ставил живопись значительно выше того дела, которому посвятил свою жизнь. Он советовал молодым людям вместо бессмысленного чтения искусствоведческих книг и умных концептуальных разговоров почаще ходить в музеи, знакомиться с работами великих мастеров живописи. Многие известные фотографы начинали карьеру с художественной школы. Мне кажется, это — прекрасное начало, потому что так необходимое фотографу чувство композиции и света нуждается в развитии и приходит далеко не сразу. С этой точки зрения хороший фотограф чаще всего — художник. Не всегда, но чаще всего.

Теперь о «фотокоре». В массовом сознании укрепилось совершенно ложное мнение о фотографической иерархии. На самом верху, ближе к сияющим вершинам совершенства парят фотографы моды, занимающиеся «постановочной фотографией», проводящие время в окружении соблазнительных моделей и многочисленных ассистентов. А «фотокоры», документалисты, репортёры — чернорабочие светописи — уверенно помещаются внизу, у самой помойки или прямо внутри неопрятного ящика. Современный мир устроен так, что труд людей, обслуживающих бизнес или политику, оплачивается на порядок выше. Поэтому фотограф моды за один съёмочный день в уютной студии заработает столько, сколько иной репортёр, рискуя жизнью, получит за несколько месяцев (если получит!). Но в искусстве — будь то живопись или фотография — всегда ценится уникальность, неповторимость произведения. С этой точки зрения отличия между разными жанрами фотографии нет. И там, и здесь хороший кадр — очень большая редкость.

Взгляните на фантастические, совершенные работы Себастьяо Сальгадо. Да, конечно, можно называть его «документалистом», как делаю художественные критики. Их работа заключается в распределении и навешивании ярлыков. Но подумайте, много ли найдётся фотографов моды, или модных фотографов, работы которых можно повесить рядом с этими?

Насколько важно для фотографа знать технику?

В принципе я уже ответил на этот вопрос, но можно кое-что добавить. Фотография очень разнообразна, например, в области острой, социально-ориентированной журналистики иногда бывает достаточно самой простой аппаратуры. Там важно общественное значение снимка, а техническим совершенством можно в известной степени пренебречь.

Например, известный датский журналист и фотограф Якоб Холдт во время своих странствий по США сделал несколько тысяч снимков самой примитивной компакт-камерой. Обаятельный, хорошо знающий жизнь и людей, он месяцами путешествовал по стране автостопом без гроша в кармане. Люди охотно принимали его, предоставляли ночлег и кормили. Но деньги на плёнку ему всё равно были необходимы, и для этого он регулярно сдавал кровь. Благодаря умению общаться, он попадал туда, куда обычно предпочитают никого никогда не приглашать, например, на собрания членов организации Ку-Клус-Клан. В результате он сделал целый ряд впечатляющих материалов.

И ещё одно замечание для начинающих. Не нужно стремиться к самой совершенной аппаратуре. Ждать, когда появятся деньги, чтобы купить эту камеру или тот объектив, говорить себе: «Ах, сейчас я работать не могу, пока у меня не будет этой штучки или той примочки!» Снимать нужно тем, что есть, и прямо сейчас. Снимая натюрморт, хорошо бы иметь студию, стойки, штативы, отражатели, софт-боксы и тому подобное, но отсутствие дорогого оборудования — не смертельно и не помешает пытливому человеку получить достойный внимания кадр. Категорически не следует тратить последние деньги на дебильный студийный фон, чтобы заниматься съёмкой портрета.

Должен ли фотограф обладать философским взглядом на мир? Или это не обязательно?

Нет, не должен. Но может. Что такое «философский взгляд на мир»? что имеется в виду? Если имеется в виду образовательный и культурный уровень, то это никому никогда нигде не повредит. Чем больше фотограф знает, тем легче общаться с другими, проще найти общую волнующую тему для разговора, установить доверительные отношения, добиться уважения к себе (это всегда важно в портретной съёмке и работе с людьми). По моему мнению, фотограф должен быть культурным человеком, даже если снимает трупы для криминалистической лаборатории. Хорошо выполнив работу, он сможет подружиться с родными покойного и они в конце концов пригласят его фотографировать пока ещё живых родственников.

Творческие амбиции. Помогают ли они?

Да, конечно, если это не выходит за разумные рамки, когда человек умирает от зависти, ревности, обиды, или впадает в депрессию и в результате теряет способность работать вообще. Я много писал в книге о том, что восприятие фотографий — вещь удивительно субъективная. Неожиданно субъективная. Вопреки естественному — «наивному» — представлению о внешнем мире как объективной реальности, отражение этого внешнего мира в нашем сознании — субъективно. То есть каждый человек видит мир собственными глазами, по-разному, очень пристрастно. Простая истина, к которой тем не менее трудно привыкнуть. Обычные люди в обычных жизненных ситуациях с этим сталкиваются крайне редко. Фотограф же сталкивается с этим каждый раз, когда показывает свои работы другим людям и его мнение не совпадает с оценками редакторов, критиков и просто зрителей. Он обижается, страдает, ссорится... Фотографу важно понимать особенности человеческого восприятия и не придавать слишком большого значения суждениям заинтересованных людей. Причём это касается не только портрета, но любых изображений.

Есть ли специализации в профессии фотографа?

Несомненно. Хотя даже в профессиональной среде встречаются люди, полагающие, будто «хороший фотограф должен хорошо снимать всё». Допустим, вы занимались так называемой «вещевой съёмкой» для иллюстрированных журналов, а вас неожиданно пригласили поработать на кинофестивале, сфотографировать проход артистов по красной дорожке или сделать там же, в кулуарах «светский» репортаж. Если вы не знакомы с актёрами лично, не знаете, как их зовут, вы даже не сможете к ним обратиться и не получите кадр. Не слишком симпатично кричать: «Эй! смотри сюда давай!»

Если вы не знаете повадок гориллы, тигров, жирафов и т.п., вы не снимете в Африке ничего стоящего, даже если у вас будет для этого всё необходимое оборудование. Нужно хорошо знать сферу, где вы собираетесь работать, но чтобы её изучить, всегда требуется время. Свадебная фотография отличается от репортажа, съёмка портрета для информационных изданий отличается от портрета, который заказывает человек лично. В первом случае фотограф старается удовлетворить запросы издания, а во втором — человека, который снимается. А это — очень большая разница. Понимание этого приходит с опытом.

Даже так называемая «бытовка» — фотографирование детских садов и школ — ни в коем случае не должна вызывать высокомерного, презрительно отношения. Это — очень ответственная, высокопрофессиональная работа. Шутка ли — сфотографировать подряд пятьсот человек так, что ни одно лицо не окажется перекошенным?

Есть и чисто «технические» специализации, например, съёмка изделий из стекла, съёмка автомобилей, техники и многое другое.

Как влияет данная профессия на становление личности?

Не знаю, можно ли дать на этот вопрос универсальный ответ... Я бы сказал, что не столько занятие фотографией способствует становлению личности, сколько становление личности позволяет фотографу добиться хороших результатов. Человек любознательный, знающий литературу, кино, живопись, технику, философию, психологию, спорт, историю... что ещё? Да хорошо бы знать всё вообще! Ничто не будет лишним, всё когда-нибудь пригодится. Когда фотограф ставит перед собой большие задачи, приходится много работать.

Безусловно, рано или поздно (но далеко не сразу!) человек приобретает и способность видеть окружающий мир очень специфическим способом — сквозь видоискатель камеры. Хотя фотоаппарата при этом может не быть под рукой. Развивается способность вычленять из потока визуального восприятия фрагменты, потенциально интересные с изобразительной точки зрения — возможные снимки. Зрелый мастер — это передвижной перманентный видоискатель.

Сколько зарабатывает фотограф?

По-разному. И так было всегда. Фотографы, считающиеся сегодня классиками — Стиглиц, Картье-Брессон, Юджин Смит и многие, многие другие — по большей части бедствовали. Роберт Капа кроме личного обаяния очень немного мог предложить голливудской актрисе Ингрид Бергман. Знаменитый Роберт Дуано вспоминал: «Я... делал фотографии, которые вообще никогда неинтересно делать, например, как заменить изношенную покрышку велосипедной шины куском пожарного шланга!»

Современные художественные галереи в США считают своим долгом иметь хотя бы одну фотографию Родченко. Цена может быть очень высока и обычно превышает десять тысяч долларов. Сколько из этой суммы получил великий автор, как вы думаете?

Выдающийся фотограф и художник Ман Рэй подрабатывал фотографированием покойников и считал эту работу вполне приемлемой: «Во всяком случае, такие клиенты никогда не жалуются, что неважно выглядят!»

Что вы скажете людям, которые стоят на пороге выбора жизненного пути и рассматривают профессию Фотографа в качестве одного из вариантов?

Сложный вопрос. Во всяком случае, нет смысла становиться фотографом исключительно для того, чтобы разбогатеть. Будем реалистами: для этого лучше оказаться поближе к нефти и газу. Искусством стоит заниматься только тогда, когда это приносит радость. Деньги искусство если и приносит, то не всем, далеко не сразу, а чаще всего — детям после вашей смерти.

Поэтому многие фотографы сегодня реализуют художественные проекты, занимаясь коммерцией или получая целевые гранты от разных фондов и организаций. Конечно, на эти деньги не построишь дворец на Средиземном море, но каждый избирает свой жизненный путь, свой вариант счастья и фотография — не самый плохой вариант. Во всяком случае, лично я благодарен судьбе, что она вывела меня на эту непростую дорогу, позволила ощутить если не богатство, то свободу, которая очень много для меня значит.

Кто такой логопед? В чем состоит его работа?

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед (см. профессия логопед) — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., покуда эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций.

Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь.

В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.

Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?

Я бы еще добавила в этот список врача-невропатолога. Причина речевых нарушений часто, хотя и не всегда, кроется в неврологии. Например, ребёнок лет шести хочет сказать «мышеловка», а получается то ли «мышевошка», то ли «мыфэвофка». Все почему-то веселятся, а он не понимает, что опять не так. Вот это, вероятно, оно и есть — нарушение иннервации мышц, ответственных за артикуляцию. А если у тебя каша во рту, ты и чужую речь не очень отчетливо воспринимаешь — эти вещи чётко связаны меж собой. Если, скажем, ребёнок не различает на слух В и Л, он говорит вампа —без всякой задней мысли. А вокруг все снова: «Ах! Ох! А ну, скажи правильно!» А он не может сказать правильно, для этого нужно развить фонематический слух и натренировать язык. В логопедической терминологии такое нарушение называется фонетико-фонематическим недоразвитием. Если не преодолеть его вовремя, речь сама не наладится, а в школе к тому же появятся ошибки на письме.

Бывает, что дикция сама по себе превосходная, но ребёнок упрямо говорит «мой куртка», с трудом запоминает слова или то и дело их переиначивает. Никак не может запомнить, что подружку зовут Лариса, а не Ралиса. Причина такого недоразвития речи может крыться в недоразвитии речевых центров в мозгу. Их стимулирование — проблема в основном медицинская, но также это работа для нейропсихолога и логопеда, которые ищут обходные пути. Например, то, что не усваивается на слух, можно дополнить зрительными образами, специальными логоритмическими упражнениями и пр. Я как логопед учу таких детей слушать и слышать, понимать речь, описывать, пересказывать, отвечать на вопросы и пр.

Речевые нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития. В отличие от умственной отсталости, она чаще всего преодолима, но это тоже требует совместных усилий невролога, нейропсихолога и логопеда.

Так же сообща работают специалисты, если речь нарушилась в результате инсульта или травмы головы.

Усилия логопеды сосредоточены в основном на речи как таковой. Речь невозможна без нормальной работы мозга. Она страдает, если подавлены или неразвиты психические функции: внимание, память (особенно речеслуховая память) и пр. Логопед работает и над ними, применяя специальные методики. Но в гораздо большей степени это относится к работе нейропсихолога. Если, конечно, он есть.

А невропатолог и нейрохирург лечат органическое поражение — главную причину речевого нарушения.

Бывает, что нормальной речи мешают проблемы голосового или артикуляционного аппарата. Например, в нёбе расщелина, она делает голос гнусавым, дикция тоже страдает. Это ринолалия, её причины устраняет челюстно-лицевой хирург. А логопед помогает как можно скорее привести речевой аппарат в рабочее состояние после операции.

Вариантов речевых нарушений множество. Независимо от причины, их нельзя преодолеть отрывочными занятиями. Они требует многогранной, комплексной работы.

Где работает логопед? Возможен ли свободный график?

Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.

Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.

Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.

Что есть плохого в работе логопеда?

Это работа с детьми и их родителями, что само по себе не плохо, а трудно. Трудно найти общий язык с ребенком, если он уже затюкан настолько, что вообще боится разговаривать. Трудно призвать к порядку малыша, особенно если он плохо понимает речь, если память слабая, внимание неустойчивое.

Трудно донести свои рекомендации до родителей, которые часто не понимают серьёзности проблемы. Да, они хотят, чтобы ребёнок, наконец, научился говорить. Но в первую очередь их волнуют те самые «фефекты фикции», а не речь в целом. Чем тяжелее нарушение, тем неохотнее они выполняют домашние задания.

Сейчас я работаю в школе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Их речевые трудности — следствие двигательных и интеллектуальных нарушений. У многих наших учеников — поведенческие проблемы, так называемые нарушения эмоционально-волевой сферы. Чтобы расположить к себе такого ребёнка, настроить его на работу, требуется дьявольская изобретательность и абсолютная отдача сил. Дефектолог, логопед, психолог, учителя по учебным предметам — мы все работаем в одной упряжке.

Это трудно, но нам нравится.

Раздражает обилие бумаг, планов и отчетов, которые приходится составлять на радость бюрократам от образования. Я никогда не научусь заполнять журнал без ошибок!!!

А вот совсем плохо другое — то, что сейчас происходит в образовании. Не знаю, надолго ли это несчастье, но многие детсады и школы лишились логопедов и дефектологов. А во многих российских городах их нет вовсе. Если рассуждать цинично, я должна порадоваться: чем меньше логопедов в детсадах, тем больше у логопедов частных занятий.

Но, как я уже сказала, один логопед в поле не воин. Чем сложнее проблема, тем больше специалистов нужно привлекать. Какое будущее ждёт ребёнка, если он на родном языке говорит, как иностранец? Как он найдёт друзей? Как он окончит школу? Какую профессию освоит? Это очень острая проблема.

А что хорошего есть в этой работе?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Если не считать пренебрежения со стороны государства, мне кажется, в ней хорошо почти всё. В том числе и длинный отпуск. Очень радует, когда ребёнку удаётся что-то новое, такое, что ещё день назад казалось невыполнимым.

Кто категорически не может выполнять эту работу?

Раздражительный человек, мрачный, самодовольный, человек, склонный к насилию (в том числе к психологическому), не сможет работать логопедом.

Надо уметь быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, приспосабливать свои методики под ребенка, а не ребёнка под методики. Нет универсальных методик и приёмов, отмычек, которые подходят ко всем замкам. Нужна гибкость.

Нужен артистизм, нужна игривость. Хотя «Оскара» за это вам никто не даст.

Когда сидишь один на один с учеником, надо уметь находиться «здесь и сейчас», отставить всё, что имеет отношения к этому общению. Если ты не готов всматриваться, вслушиваться в своих учеников, ничего не получится.

В чем великая миссия этой профессии?

Дать каждому ученику, ребёнок он или старый человек, шанс на лучшее будущее.

Где этому учат?

В педагогических вузах на дефектологических факультетах или факультетах специальной педагогики. Если высшее образование уже есть, можно получить второе высшее или пройти курсы профессиональной переподготовки (юридически их диплом равен диплому о втором ВО).

Сколько может зарабатывать логопед?

В зависимости от того, где, в каком учреждении, в каком городе работает, даёт ли частные уроки. Сама возможность частных уроков — приятный бонус профессии.

Приведи интересные примеры из практики, которые тебя сильно удивили и открыли для тебя бездну жизни.

Не могу назвать чего-то конкретного, каждый день что-то происходит. Вот родители моих школьных учеников — а я уже говорила, у наших учеников со здоровьем большие проблемы, — так вот, их родители действительно открывают мне «бездну жизни». Причем во всех смыслах. Многие из них не просто любят своих больных детей. Они за них бьются. Они всё понимают, знают, что нету на свете волшебной палочки, которая неходячего сделает ходячим, слепого — зрячим, отменит ДЦП, заменит пораженный участок мозга новыми здоровыми клетками. Но они каждый учебный день приводят своих детей в школу и радуются каждому крохотному продвижению вперёд.

Как же так! Я ведь этого ХОЧУ! Но я НЕ ДЕЛАЮ ЭТО. Ну, почему я этого не делаю — того, что вроде бы хочу!

Как же так! Я ведь этого ХОЧУ! Но я НЕ ДЕЛАЮ ЭТО. Ну, почему я этого не делаю — того, что вроде бы хочу!

Часть первая.

Ко мне взрослые разумные люди приходят с вопросом: кем быть, кем работать?

Идёт у нас с этими образованными взрослыми людьми разговор о разном. Человек говорит: «Надоело все! Ищу новое. Вот я на гитаре хочу научиться!». Другой хочет научиться программировать. А третий хочет выдумывать одежду. Четвертый хочет написать сценарий для фильма. Пятый хочет фотографировать.

Однако по какой-то загадочной причине не делает этого. Купил гитару, купил набор карандашей, записался на курсы... И... всё. Есть такая проблема. Я её называю ПРОБЛЕМА "БЫ".

Проблема ли это?

Да, поскольку человек себе удивляется: «Как же так! Я ведь этого ХОЧУ! Но не делаю это. Ну, почему я этого не делаю — того, что вроде бы хочу!». Наверно, нужно честно себе признаться: это так себе мечта, даже не мечта, а мечтушка, мечтушечка. Нету в ней энергии, в этой мечтушечке. Отказаться от мечты? Неужели продать гитару? Убрать её с глаз долой? Может быть и убрать. А сначала все же дать себе попробовать. Не много, не долго. Пять минут в день. Не больше!!! Только пять минут. Засеките время. Пять в минут в день умножим на 365 дней в году. Получается 30 часов. если бы вы ходили к учителю рисования раз в неделю — это бы 7, с половиной месяцев. Учебный год! Не стоит всё же себе давать обязательств в этих необязательных делах. Договоритесь с собой, что это дело необязательное, что ничего особенно большого из этого не обязано получиться. Просто эксперимент. В душе человека с детства ведь нередко гнездится протест против слова НАДО. Он такой яростный, этот протест. А тут много не надо делать. Пять минут. Давайте назовем это СИСТЕМОЙ ПЯТИ МИНУТ. Подумайте прямо сейчас, пока вы это читаете, сколько иностранных слов из языка, который вы учите уже десять лет да все никак не выучите, вы беретесь выучить за пять минут? Одно, два, три? Тогда за 365 дней вы будете знать 365-730-1095. Специалисты утверждают, что этого вполне достаточно, чтобы говорить на другом языке.

Ну, тут я немножечко лукавлю, потому то мать ученья — это повторенье. Накапливаются слова, и вы не сможете повторить их за пять минут всю массу . Впрочем, если оптимизировать процесс, то можно потихоньку повторять. Но только надо обязательно повторять. Например, за минуту (а это, товарищи, шестьдесят секунд! Игра «Что? Где? Когда?» открыла нам, что минута — это очень много!) вы знакомитесь с новыми словами. Следующую минуту вы делаете с ними предложения, третью минуту вы повторяете вчерашние слова — и вслух и письменно. Ну, отчего не попробовать!

Только пять минут! Ни в коем случае не больше. В ежедневнике ставьте плюсик (я это сделал сегодня). Это вас порадует.Это сделает вас счастливым на полчаса. И гордым собой! Следите на своими настроениями.

Если вы пишете сценарий, рисуете — то же самое. Не больше пяти минут!!!

Гарриет Бичер-Стоу писала «Хижину дяди Тома», пока варила себе кофе.

Часть вторая.

Вот вы вчера сняли гитару со стены и пять минут учили аккорд. Есть у вас готовность повторить это завтра? Очень хорошо. Как себя чувствует ваш внутренний протест? Замечаете ли вы в себе зернышко энтузиазма? Следите за собой. Не торопитесь делать выводы.

Не торопитесь ругать себя. Вы ведь себя как ругаете? Вы говорите, что такими мелкими шагами профессионалом не станешь. У меня есть приятное замечание на это: жизнь не состоит из одной только работы. Можно наслаждать и развивать себя разными разностями. А потом... кто знает... нужно быть готовым, когда придет удача. Вот приходит удача в лице соседа и говорит: слушай, ты на гитаре умеешь? Давай я спою, а ты подыграешь. И вот вы уже записываете альбомчик. Удача может прийти в лице кого угодно. Начальника, прохожего. Начальник говорит: у нас переводчика нет. Ты знаешь английский (испанский)? Переведи письмо, а? И вот ваша нужность на работе резко подскочила. И вы разнообразили ваш труд. Ухаживайте за собой, как за огородом, пять минут в день. Но каждый день. Такое правило. Кстати, я уже продвинулась за два года в литовском — изрядно.

Часть третья.

Я просила вас следить за своим энтузиазмом, как он поживает внутри вас. Сначала он робкий, потом он всё еще робкий, потом он не энтузиазм, а отчаянье, потом он внезапно окреп. Потом он стал еще крепче. Он — фейерверк. Вы рисуете (играете, учите слова) не пять минут, а десять.. Ну, что ж! Продолжайте. Только не думайте, что это вы так себя перехитрили. Просто вы окрепли. Идите дальше. А какое это имеет отношение к выбору профессии? Может быть, и никакого. Просто гитара висела на стене. А вы не играли на ней. А теперь играете. Ну, — скажете вы, — ладно! С гитарой разобрались. Она не для профессии. Для хобби. А как быть с профессией? Спросите себя: а что я делаю постоянно? Что я делаю, даже если не хочу делать? Например, я читаю. Надо с подругами встретиться, а я не хочу с ними встречаться. Раньше хотела, раньше — взахлёб я с ними болтала. А теперь — нет. Что-то изменилось во мне. Я сижу одна и я читаю. Вообще, я стала мизантропом. А с книгами я в своей тарелке. Подумайте, повспоминайте, с каким предметом вы «в своей тарелке».

В рубрике «Профессия» Look At Me рассказывает (как не трудно догадаться) о профессиях, которые появляются в современном мире. Иногда это совершенно новые специальности, у которых пока что даже нет русскоязычного аналога названия, иногда — модификации старых с внедрением новых технологий. Мы изучаем творческий процесс и задачи креативных сотрудников, а профессионалы из сфер дизайна, технологий, науки и искусства рассказывают нам о своих обязанностях, целях и задачах. В новом выпуске рубрики — профессия моушен-дизайнера.

МОУШЕН-ДИЗАЙНЕР (он же видеодизайнер, он же бродкаст-дизайнер) — ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР. Наверное, ни одна другая профессия CG-индустрии не сочетает в себе такого количества знаний, навыков, опыта и умений. Моушен-дизайнер может заменить собой почти любого специалиста студии, съёмочной площадки или телеканала.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОН — ДИЗАЙНЕР. Дизайнер, который может придумать решение поставленной задачи, будь то оформление телепрограммы, музыкальный клип, титры к фильму, ID телеканала, виртуальная декорация — любой вид мультимедийного контента.

После мозгового штурма выберет стиль, цвета, формы — всё то, что поможет правильно донести до зрителя эмоциональное настроение и смысл. Создаст сценарий развития событий и нарисует раскадровку будущего визуального решения.

Моушен-дизайнер разбирается в съёмочном видео- и фотооборудовании. Знает тонкости построения света в студии с декорациями или хромакеем и на натуре. Может правильно выстроить планы съёмок и мизансцену и, как настоящий режиссёр, работает с актёрами на площадке, не забывая выполнять функции супервайзера съёмок, после которых смонтирует материал, прокеит «зелёнку», оттречит камеру или объект, смоделирует 3d-сцену, совместит виртуальные объекты с реальными съёмками (не забывая сделать клинап).

ИНОГДА ОН ПРОГРАММИСТ И МАТЕМАТИК — нередко приходится решать скучную и рутинную работу. В таких случаях дизайнер способен написать скрипт или выражения для автоматизации процесса. А иногда и создать для себя новый плагин или даже инструмент.

Дизайнер знает, что даже теория света — это всего лишь математика, так что он может сделать цветокоррекцию с закрытыми глазами, ориентируясь только на цифры. Порой даже музыку и озвучку видеодизайнер может сделать самостоятельно.

ЭТО ИДЕАЛЬНЫЙ МОУШЕН-ДИЗАЙНЕР. В природе такой встречается крайне редко. Такого дизайнера очень любят и ценят. Он становится арт-директором студий и телеканалов. Но основная ценность этого человека в том, что он знает, что среди его коллег большинство являются узкопрофильными специалистами той или иной области моушена, поэтому он может собрать команду таких профессионалов, чтобы она выдавала в минимальные сроки максимально качественный результат.

 

Мама - папа профессий не знают и  частенько имеют неверное понимание профессий, в которых сами не работают.

А профессий мно-о-о-ого!  Вот журнал или сайт с вакансиями. Системный аналитик – это кто? Логист? Риск-менеджер? Вот еще… визуализатор!

Как непонятно… Хочу, чтобы престижная была работа и доходная. И чтобы интере-е-есно было! А как же?

Родители говорят, что надо идти в экономисты. Это всегда прокормит, якобы.

Но у меня аж скулы сводит от цифр. Может, пойти в телеведущие?  А кто меня возьмет?  И мама говорит, что это несерьезная профессия.

Если честно,  я хотела бы общаться с иностранцами, всюду ездить  и  приносить пользу людям.

Прошла тесты. Еще больше запуталась.  Тесты говорят,  что я творческая личность. А я … ну, ни в одном глазу не творческая.  Как бы-ы-ыть?

А вот как быть. Идти к профориентологу. Есть такой специалист.

Он знает профессии и рынок труда. Он знает, какие требования предъявляет профессия  к человеку, и не пошлет вас туда, куда у вас не лежат  душа и тело.

Он с вами подробно разговаривает,  узнает про ваши склонности, особенности характера, личности, интеллекта, памяти…

Как же он раскрывает все это?

Во-первых, он задает вопросы и ОЧЕНЬ внимательно слушает ответы. Он может дать задание, попросить нарисовать, спеть, срифмовать, решить задачку. К нему нужно прийти  с мамой или папой. Потому что у психолога есть вопросы и для родителей. Ведь мамы и папы знают вас дольше, чем вы сами знаете себя.

Получается такой общий разговор семьи, которым управляет профориентолог, но активное участие в разговоре принимает вся семья. А что в  итоге получается?

Получается выбор ОДНОЙ профессии,  и вы понимаете ПОЧЕМУ выбор пал именно на эту профессию. И вы внутренне не противитесь ей, а даже рады такому исходу. А если не рады? Тогда работа идет до победного конца.  Психолог-профориентолог помогает найти подходящее вам учебное заведение.

Для такого психолога – вы уникальны. Он уверен: ваша жизнь должна быть прожита замечательно и интересно, у вас может сложиться свой путь, особенный.  Он знает: вы хотите быть полезными своей стране, вы хотите быть признанным  профессионалом, вам нужны разнообразие и развитие, принадлежность к важному и большому делу. 

Все дальнейшее зависит только от вашего труда и воли.

Здоровье — первое богатство.

Для того, чтобы жить долго, необходимо жить медленно.

Цицерон.

Старость охватывает дурно проведенную молодость,

словно огонь-гнилой дом.

Соут.

Первое необходимое условие для всякого успеха— это здоровье. За редким исключением главные призы жизни достаются на долю тех, кто силен и крепок физически.

«Довольно разнообразное знакомство с людьми, — говорит Гексли, — заставляет меня с каждым годом придавать все меньшее значение способностям человека и все большее значение трудолюбию и физической выносливости. Я сильно склонен думать, что физическая выносливость представляет собой самое ценное качество, потому что одно трудолюбие, как желание упорно работать, не много стоит, если слабый организм не способен отвечать этому желанию».

Сильный ум в слабом теле приравнивали к великолепному клинку ножа, приделанному к непрочной рукоятке. Как бы ни был хорош закал клинка, как бы ни было остро его лезвие, однако, если нет средств для управления им, его ценность утрачивается.

Если у человека оказывается телесная слабость, недостаток физической бодрости, то это проявится в каждом написанном им письме, в каждой произнесенной им речи, словом — во всем, что он будет делать, и таким образом недостаток здоровья на каждом шагу будет являться препятствием его успеху.

В сохранении здоровья крупную роль играет трезвость. Гумбольдт, спрошенный о том, что, по его мнению, обеспечило его успех, написал в ответе: «Постоянная трезвость, сохраняющая тело и ограждающая его от болезней».

Потребление спиртных напитков сделалось просто проклятьем мира. Целые батальоны прекрасных молодых людей, подававших при вступлении в жизнь большие надежды, сметались долой водкой и ромом. Доктор Ричардсон, крупный авторитет в этой области, говорит, что алкоголь — самый коварный разрушитель здоровья и жизни.

Природа редко представляет свой счет в тот самый день, когда мы нарушаем ее законы. Она, например, не часто беспокоит человека со своим счетом за выпитые им спиртные напитки до достижения им среднего возраста, а затем предъявляет этот счет в виде брайтовой болезни почек, жирового перерождения сердца, болезни печени и проч. То, что человек платит за свои напитки буфетчику, составляет совершенно ничтожную часть расплаты за них.

Большое значение в сохранении здоровья играют также физические упражнения на открытом воздухе.

Но труд способствует сохранению здоровья еще в большей степени, чем даже упражнения. Не следует лишь доходить до крайностей и отказывать себе в достаточном отдыхе. Все, что мы совершаем посредством возбуждения усталого тела или ума, очень дорого обходится нам.

Природа не позволяет человеку удерживать у себя то, чем он не пользуется. «Употребляй или теряй» — вот ее девиз. Если человек заключит свою руку в повязку и не будет пользоваться ею, то мускулы исчезнут с нее почти до самой кости и рука сделается совершенно бессильной. Нечто подобное происходит и с мозгом при лености и бездеятельности. Таким образом, работа, доставляя надлежащее упражнение нашему организму, способствует сохранению им силы и бодрости.

Оставляя в стороне разные несчастные случаи, можно сказать, что продолжительность нашей жизни зависит от нас. Сенека сказал: «Боги дали нам длинную жизнь, а мы сделали ее короткой». Смерть от старости — крайне редкое явление; разве три или четыре человека на сто доживает до такого естественного конца.

От недугов, порождаемых поздним сидением по ночам, ненадлежащим питанием и другими формами невоздержанности, а так же отсутствием физических упражнений, люди привыкли искать облегчения в лекарствах; тогда как единственное средство, которое действительно может здесь помочь — это соблюдение законов гигиены. Соблюдение их имеет немалое значение и для здоровья нравственного. Многие юноши делаются нравственно испорченными просто потому, что они незнакомы с чистым воздухом, холодной водой и физическими упражениями.

Профессор Лоренцо Фаулер, доживший до восьмидесяти пяти лет, сообщил, что его правила в видах сохранения здоровья были таковы: «Работай серьезно, но спокойно. Избегай досады и раздражения. Живи не слишком напряженно и не выходи из пределов своих сил. Ешь три раза в день и пусть твоя пища в значительной мере состоит из фруктов, растительных веществ, яиц и молока. Совершенно откажись от всяких спиртных напитков. Некогда не употребляй табак ни в каком виде. Избегай крепкого чая и кофе. Помни, что опрятность сродни праведности. Ложись спать, когда чувствуешь усталость. Один день в неделю посвящай отдыху».

Юность обольщает себя мыслью, что она наделена здоровьем и силой «с избытком», и потому не бережет своих сил; но не следует забывать, что этого запаса сил, по-видимому, избыточного, должно хватить лет на семьдесят. Когда человек доживает лет до пятидесяти, а жизнь его получает свой наивысший интерес, он, как бы тщательно ни сберегал до этого свои силы, никогда не находит, чтобы у него их было слишком много для того, что находится перед ним и достижения чего жаждет вся его душа.

Здоровье в сильной степени зависит от состояния мозга. Мозг, несомненно, имеет силу сохранять и поддерживать юность, силу и здоровье тела, обновлять жизнь и предохранять ее от упадка в гораздо большей степени, чем обыкновенно думают. Умственное развитие, поэтому, есть прекрасный восстановитель здоровья. Болезненность и физическая хилость часто являются просто результатом недостаточно здорового развития мозга.

Досада, раздражение, недовольство, зависть, ревность, злоба, нравственная распущенность — все это так же пагубно сказывается на нашем организме, как яд; тогда, как нравственная чистота, благородная жизнь, великодушие, бескорыстная любовь к людям, способствуют продлению жизни.

Для сохранения здоровья очень важно также чтобы наше занятие было нам по душе Когда наша работа раздражает нас, когда мы чувствуем что она неприятна нам—трение стачивает нашу жизнь с ужасающей быстротой; когда же человек находит свое место в жизни и делает ту работу, которая ему нравится, он становится и здоровее и счастливее.

За окном снег идет ровно сверху вниз. Скоро новый год. Каникулы. И мы уезжаем. Кто вглубь страны, а кто вон. Красота! Заказали билеты. Удобно! Курьер уже едет, вот он звонит с дороги, вот он звонит рядом с нашим зданием. Он заблудился. С кем не бывает! Курьерская работа такая. Ходить, искать, находить, встречаться и расставаться навсегда.

Курьер оказался женщиной. По телефону требует спуститься. Мы говорим: нет уж, голубушка, поднимитесь — ка сами, доставка — так уж доставка.

Курьер поднимается. Заходит. Ах! Вот какие бывают курьеры! Красавица. Молодая. Сильная. Стройная. Ей нет и сорока! Современно одета, розовые щеки, благоухает морозом и оптимизмом.

Покупатель билетов, будучи большим аккуратистом, проверяет билеты, места, фамилии, даты.

А я, эдакая я ходячая профориентация, говорю курьеру:

«Вот вы такая... ах...такая.... скажите, а как случилось, что вы курьером работаете?».

— А завод закрыли. Куда мне идти? Я ж ничего не умею.

— Ммм... Ну, например, менеджером по продажам...

— А! Кругом бегать и продавать?

— Зачем же! Сидеть вот так вот, как и мы, в офисе сидеть и продавать чего-нибудь!

— Не. Я компьютера не знаю.

— Выучите!

— Не. Не смогу. Не хочу.

— Что, что, простите?

— Не хочу. Лучше я побегаю — для здоровья полезно. Молодые-то и те не могут найти работу.

Что тут возразишь? Лекцию по профориентации читать неуместно. Про рынок труда, про профессии, и что теперь, дескать, такое время (как впрочем, и всегда), что надо копить знания, учиться, становиться профессионалом, что только профессионала никто не столкнет с земного шара и т.п.. Что профессионал — это ого-го! Что только профессия тебя и не предаст. И нужны, мол, такие знания, с которыми на рынке ты нужен повсюду...!

Бесполезно говорить. Не поверит. Пропустит мимо ушей. Плюнет и разотрет.

Есть такие люди, да. Они убеждены, что выше двадцати тысяч не платят. И что хозяева автомобилей — это исключительно воры и мошенники. Вот что это за люди, которые так думают?

На мои консультациях по профориентации появляются и такие люди. Да вот хоть сегодня... девочка была шестнадцати лет. Она уверена: все только по блату да по знакомству. Какую профессию ни назови — про все скажет: да туда не поступишь. Там своих достаточно, у генералов свои дети... И так далее. Противно. Мне противно. Мне противна позиция — всем уступить, а самой в уголочке сидеть.

Есть такой закон в жизни: что посМеешь — то и возьмешь. Есть такая штука в душе у человека — уровень притязаний. Человеку хорошо, когда уровень притязаний соответствует уровню его возможностей. А если человек способен на хорошее важное дело, но трусит и не смеет? Он, по прошествии многих лет, сравнит себя с другими, кто притязал на большее и получил большее. Он сравнит свои достижения и чужие и горько ему станет: ведь и я так мог! Возвращается он в прошлое мысленно, откручивает пленку назад — и ищет ошибку. Однако в самой точке совершения ошибки он ее совершает простодушно и даже весело: вся жизнь впереди! Вокруг сочувствующие люди. Нет никого, кто дал бы крепкого подзатыльника.

Короче. Если смотреть на судьбу из будущего — то это один взгляд, а если смотреть на судьбу с точки сегодняшней — это другой взгляд. И какой же из этих взглядов точнее? Вот курьерша говорит: не хочу учить компьютер. Она пожалеет об этом когда-то в будущем? Не исключено. А сегодня? В точке «отказа» она не видит будущее. Отчего же она не обозревает будущее? Оттого, что охвачена паникой и заботами дня сегодняшнего, охвачена усталостью, общественным мнением своего круга.

Как же сделать так, чтобы в точке СЕГОДНЯ человек смог посмотреть в будущее — спокойно и выйти мысленно на пол часика за пределы своего круга? Как и в какой ситуации это возможно? Это возможно в момент работы с психологом — в моментпрофориентации.

Психологическая задача в профориентации распознать внутреннюю стратегию принятия решения: откуда выплыл этот образ, откуда взялись эти слова, его ли это слова или вычитанные из интернета, услышанные от соседки, внушенные родителями.

Внимание. Я заявляю: все вышеприведенные рассуждения не стоят и выеденного яйца. Потому что .... и если данному человеку ничего этого не надо — ни карьеры, ни интеллектуального роста! Он и впрямь счастлив на курьерской работе !

Ведь есть же плюсы. И еще какие: ты умом не напрягаешься, ты все время один (читай себе книжку, слушай музыку), ты все время в пути, глубоких отношений ты не строишь и в общем ни за что не отвечаешь, ты никого ни к чему не принуждаешь. И поэтому ты свободен! Как никто свободен! И если ты согласен терпеть минусы (низкая зарплата, низкий социальный статус) — то ты счастлив вполне. Уровень притязаний с достижениями тут в полном сходстве. Ура.

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф