Странно, но желания всегда сбываются… Что я выдавала в школьных сочинениях на тему «Кем я хочу быть»? Я писала: «Хочу, чтобы моя работа была связана с общением. Хочу работать с людьми». Нате вам, пожалуйста.  Вот люди, общайся на здоровье. Знала бы, что так будет, написала бы: «Хочу работать одна в закрытом помещении. Не допускать никаких контактов. Хочу, чтобы люди самоуничтожались за пятьдесят метров до моей двери» © крик души в интернете

Профориентация (от лат. Profession – род занятий и фр. Orientation — установка) – комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность к определенному роду деятельности, профессии. Наиболее распространенная методика профориентации в России — это ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Климова. По Климову, все профессии делятся на пять типов: Человек-природа, Человек-человек, Человек-художественный образ, Человек-техника, Человек-знак.

На основе теста профессиональный психолог определяет склонность человека к тому или иному типу профессии. Тест состоит лишь из двадцати пар предложений, из каждой нужно выбрать то, которое считаешь наиболее подходящим тебе. Сколько нужно времени, чтобы пройти тест – минут десять? Двадцать фраз и десять минут для определения жизненного пути… Даже у цыганки времени на гадание уходит больше! Первые (а часто и единственные) профориентационные тесты, как правило, по методике Климова, мы проходим в школе. Редко кому они серьезно помогают в жизни. Почему? Представим классный коллектив, человек 20-25, подростки 14-15 лет. Чего они хотят в этом возрасте? Правильно, в первую очередь общения и понимания — чем больше, тем лучше. Соответственно, самой желанной для них будет профессия типа Человек-Человек, и школьники подсознательно будут выбирать те результаты, которые соответствуют профессиям этого типа. Мало кто в этом возрасте способен сделать сознательный выбор в пользу таких «непопулярных» вариантов, как бухгалтер или швея. Да и чего уж там, тысяча человек на потоке в центре профориентации – не лучшее сопровождение для выбора жизненного пути. Замученный психолог из соццентра, который, слушая школьника, думает, где взять денег на учебники детям, вряд ли станет тратить двое суток на подробную расшифровку интервью и результатов теста. А потом ещё полтора часа на то, чтобы убедить школьника (и особенно его родителей) в том, что его призвание – стать профессиональным музыкантом и развиваться в этой области. Немалую роль в шаблонной профориентации играет… социальный заказ на момент первичной профориентации. Тесты по профориентации при биржах труда уже не беспристрастны — они напрявляют безработных туда, куда «страна зовёт», а не по пути призвания и миссии.

На мой взгляд, почти все тесты по профориентации примитивны. Что толку, если Вам скажут, что Вы относитесь к типу Человек-Человек? В мире существует около 50 000 профессий, а тесты по профориентации лишь примерно указывают область деятельности. Самореализация — больной вопрос для миллионов людей. Многие переживают, что провалили профотбор и ушло выгодное местечко.

Более 90% людей страдают от жестокого чувства нереализованности. Они ходят на нелюбимую работу, ненавидят понедельники и с радостью ждут приближения пятницы. Выходные пролетают, и снова наступает понедельник… Я уверена в том, что человеку может помочь только человек, с его душой, с его знаниями, с проникновением в его ситуацию. Шаблонный компьютерный тест по профориентации не поможет. Не зря Эммерсон сказал: «Мечта всей нашей жизни — встретить человека, который поможет нам стать такими, какими мы хотим быть».

19 из 20 людей не верят в то, что у них есть дарования, я же так не считаю. Всё это результат негативного влияния окружающих, которые постоянно занижают нашу веру в себя. Под давлением негатива человек фиксируется на том, что у него избыточный вес или кривые ноги, большие уши или маленький рост. С детства люди мало верят себе. Даже резюме они пишут так, что видна низкая самооценка! Классическая профессиональная ориентация укрепляет человека в субъективном мнении о себе. Истинное самоопределение с наставником так далеко от всего этого упадничества!

Стандартная профориентация не поможет, поскольку, отвечая на вопросы анкет, человек выдаёт не своё мнение о себе, а мнения, посеянные в его голову другими людьми. Нас окружают неудачники. Это плохие специалисты, угрюмые кассиры, навязчивые продавцы и агрессивные агенты. Москва стала городом экономистов и юристов.  Разве расчет на мнимую востребованность поможет в самореализации?

Профессиональное самоопределение — кем стать?

Самоопределение — выбор вектора жизненного пути.  Самоопределение касается двух главных сторон: профессии и близких отношений. Сложнее всего понять — что же именно, кто же именно вам нужен? Какая работа? Какой человек? Если тема самоопределения цепляет Вас за живое, то Вы — один из немногих, в каком-то смысле слова избранный. Те люди, для которых профессиональное самоопределение актуально, — обычно натуры ищущие, неудовлетворённые. Такой натурой был великий сыщик и преступник Франсуа Видок.

 

Это способы принятия решений и оценки действительности.

Логик

- Умеет сохранять хладнокровие, спокойствие и объективность 
- Принимает решения логично, беспристрастно и аналитически 
- Справедливость важнее счастья и хороших отношений
- Считает, что быть правым важнее, чем нравиться людям
- Если с кем-то не согласен, предпочтёт напрямую заявить об этом, а не молчать
- Жизнь – это совокупность задач, требующих решения
- Плохо, что эмоции при конфликтах мешают сохранять объективность

Этик
 
- Ставит себя на место других, втягивается в чужие проблемы
- Принимает решения, ориентируясь на чувства других
- Счастье и хорошие отношения важнее справедливости
- Возьмёт свои слова назад, если ему покажется, что они кого-то задели
- Предпочитает гармонию ясности, конфликты повергают в смущение, избегает их или сглаживает
- Жизнь – это прежде всего люди, их чувства и счастье
- Конфликты нарушают гармонию и мир и потому неприятны 

Это предпочтение определяет стиль жизни.

Рационалы быстро вырабатывают план и претворяют его в жизнь, но способны далеко зайти по неверной дороге. Иррационалы перебирают альтернативы, и, даже начав действия по плану, могут легко его изменить из-за новых обстоятельств, что порождает хаос.

Рационал

- Планирует свою работу, а затем воплощает свои планы в жизнь
- Постоянно ждёт других людей, которые регулярно опаздывают 
- Отводит всему своё место и не успокаивается до тех пор, пока все не окажется на своих местах 
- Считает, что если каждый будет делать то, что следует и когда следует, мир станет гораздо лучше 
- Любит доводить дело до конца, чтобы его можно было вычеркнуть
- Предпочитает быстро составить план и начать действовать 

Иррационал

- Действует спонтанно, без плана, реагируя на внешние изменения 
- Легко отвлекается и потому часто опаздывает, но ведь не нарочно 
- Любит исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый маршрут с работы домой
- Превращает работу в игру, а если работа не подлежит превращению за неё не стоит и браться
- Полагается на наития и приливы сил в последнюю минуту 
- Перебирает различные варианты и альтернативы, не начиная дела  

Это способы восприятия информации о мире.

Сенсорика оперирует ощущениями, данными нам в органах чувств: зрении, слухе, осязании, обонянии, вкусе. Информация, которая дана не в ощущениях, сенсориком воспринимается хуже.

Интуиция оперирует идеями, представлениями, состояниями, которые даны нам отдельно от сенсорной реальности: мы испытываем разнообразные состояния, у нас возникают образы, в голову приходят идеи, – и это не связано с ощущениями, данными в органах чувств. Интуиту сложнее ориентироваться в сенсорном мире, он может не замечать, что происходит вокруг, когда «уходит в себя».

Сенсорик

- Предпочитает конкретные ответы и четкие инструкции
- Предпочитает конкретные факты и цифры, идеям и теориям
- Сосредоточен на том, что делаете в данный момент
- Предпочитает делать, а не размышлять о деле
- Интересен осязаемый результат здесь и сейчас 
- Изучаете составляющие событий и переживаний
- Час – 60 минут, сутки – 24 часа

Интуит

- Склонен давать общие ответы и указания
- Предпочитает схемы и теории, считает подробности скучными
- Склонен думать о нескольких вещах одновременно
- Продумывает и размышляет не начиная действий
- Вдохновляют перспективы будущего и пути развития
- Ищет смысл событий и переживаний
- Время – относительно

Это предпочтение указывает на предпочтительный источник получения энергии и активации человека (его внешний или внутренний мир). Экстраверсия не значит коммуникабельность, интроверсия не значит необщительность.

Экстраверт

- Стремится к новым людям и ситуациям, к расширению круга знакомств
- Высказывает мысли и наблюдения параллельно обдумывая и осознавая их
- Нравится жить и действовать в окружении людей
- Контактен, любит общаться и с друзьями и с незнакомцами
- Развивает идеи в коллективе, обсуждая их. Уединенные размышления – тягостны
- Нуждается в высказывании одобрения своим действиям от коллег и партнеров
- Большое количество общения дарит ему бодрость и энергию

Интроверт

- Не спешит знакомиться с новыми людьми, предпочитая привычный круг общения
- Сначала обдумывает мысль, а потом – высказывает, если вообще высказывает
- Уединение и размышления дают энергию
- Не любит незапланированных действий, неожиданных визитов, незнакомых компаний
- Предпочитает слушать, общается с узким кругом друзей 
- Похвала и комплименты воспринимает сдержанно, с возможным скрытым смыслом 
- Большое количество людей и общения утомляет

Итак, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

Производственно-управленческая сфера (например: администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, техник, мастер, хозяйственник и т.д.) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики. Им свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть объективными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, логических схем. Они способны решить очень сложные технические вопросы.

Социальная сфера (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работники и т.д.) в ней смогут найти себя люди с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей.

Коммуникативная сфера (журналисты, психологи, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари и т.д.) в ней наиболее успешны представители тех типов, у которых  сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием берут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.

Научно-исследовательская сфера (все виды научной работы, а также маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба и т.д.) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать сложные научные теории и мотивы поведения людей.

В результате исследований выявлено 8 факторов влияющих на выбор профессии

 по убыванию силы влияния:

1. Позиция членов семьи. Часто мнение членов семьи является главным фактором при выборе специальности. Причем, методы влияния могут быть самыми разными: от советов до строгих указаний с угрозами. 

2. Расположение учебного заведения рядом с местом проживания. Это касается как крупных городов, так и небольших населенных пунктов, когда приходится делать выбор из имеющихся альтернатив.

3. Позиция друзей. Всем известен метод выбора учебного заведения или специальности «за компанию».

4. Престиж. Стремление овладевать специальностями, которые являются "модными" на сегодняшний день, при этом не учитывается их реальная потребность на рынке труда.

5. Мнение школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.

6. Информированность. Очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения.

7. Личные профессиональные планы. Представления самого выпускника о том, чем он хочет заниматься в будущем.

8. Способности и склонности к определенному виду профессиональной деятельности. Особенности личности, которые позволят наиболее эффективно справляться с поставленными задачами в рамках будущей профессии.

В итоге: личные профессиональные планы школьника, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности; наибольшее влияние имеют мнение родственников, расположение учебного заведения и позиция друзей. Поэтому, об осознанном выборе говорить не приходится. 

Предлагаемая нами методика позволяет получить полную информацию о своих склонностях к определенной профессиональной сфере. А учесть её при выборе будущей профессии или нет - это решать Вам.

Во вторник около 10 часов утра в комнату инспектора Варнике ворвался незнакомец. Он был крайне возбужден. Руки его дрожали, взъерошенные волосы торчали во все стороны. Через несколько минут, закурив сигарету и успокоившись, посетитель начал свой рассказ: - Сегодня утром я вернулся из отпуска. Всю ночь мне пришлось трястись в поезде. Я не выспался и, придя домой, решил прилечь на диван. От усталости я не сразу заметил, что из комнаты исчез рояль, а журнальный столик и кресло сдвинуты с места. На этом листе бумаги я начертил план расположения мебели в комнате до моего отъезда. - Вот что, уважаемый, - сказал инспектор Варнике, бегло взглянув на рисунок, - Прежде всего мне совершенно ясно, что рояля у Вас вообще не было. А теперь давайте выясним, зачем Вам понадобилась эта ложь. Почему инспектор Варнике усомнился в правдивости рассказа посетителя?

 

Ответ:

На рисунке, который увидел инспектор Варнике, рояль изображен неправильно. Фигурный выем у рояля всегда находится с правой стороны.

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф