Из краткого анализа возрастных особенностей младшего школьника можно сделать вывод о существенных аспектах построения профориентационного занятия в начальной школе. При планировании мы опираемся на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, обоснование, краткий план, используемые материалы, ход занятия, анализ и используемые источники. В общем и целом, по такому плану педагоги описывают свои занятия. Будем его придерживаться и при описании профориентационных занятий – только с учетом специфики темы. Тема занятия будет, например, соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться учащиеся: инженер, дизайнер, учитель или повар. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!»

Цель

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В некоторых методических рекомендациях по целеполаганию учителей просят формулировать не одну, а сразу три цели:
• учебную,
• развивающую
• воспитательную.

Если учебная цель для профориентационных занятий уже сформулирована, то развивающую цель можно выписать из возрастной психологической характеристики школьника. Например:
• развитие осмысленного запоминания,
• развитие дифференцированного восприятия,
• развитие произвольного внимания и др.

Что же касается воспитательной цели, то обычно в формулировках целей такого типа используются термины – «ценности», «нормы поведения». Примером воспитательной цели может быть:
• осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире;
• совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Учитель сам должен определиться, какой стратегией целеполагания ему стоит воспользоваться – полной или сокращенной. Главное – цель должна быть сформулирована максимально конкретно и должна объективно наблюдаться у большинства учащихся (по их продуктам деятельности, по словам, по их поведению).

Задачи

Задачи представляют собой некие промежуточные шаги по достижению цели занятия. Если занятие рассчитано на 40–45 минут, то понятно, что таких задач не может быть более трех-четырех. К примеру, мы знакомим детей с профессией повара. Задачи могут быть такими:
• провести мини-лекцию об основном содержании профессии повара;
• познакомить учащихся с основными требованиями профессии повара к человеку;
• познакомить учащихся с основными орудиями труда;
• подвести итог занятия.
Если вы хотите что-то еще провести для достижения цели:
• посмотреть вместе с учащимися видеосюжет и потом обсудить его,
• пригласить для беседы представителя этой профессии,
• провести работу в малых группах и так далее, то это нужно отразить в задачах.
Самое главное – они должны быть сопоставимы с целью и сформулированы максимально понятно и конкретно. Например, формулировка одной из задач: «учить дружбе» не будет соответствовать указанным критериям, так как не связана с целью занятия и сформулирована не очень корректно.

Краткий план занятия

По краткому плану Вы сможете примерно сориентироваться и оценить первичные риски и возможности: хватит ли у вас времени на то или иное задание, готовы ли Вы к тому, что останется свободное время. Педагоги начальной школы хорошо знают, что детей нужно приучать к четкому распорядку, поэтому не рекомендуется заканчивать задание раньше времени. Для этого составляется краткий план.
Например: краткий план занятия по теме «Знакомьтесь! Профессия – повар!»
• Организационный момент. 3 мин.
• Проведение игры «Профессия по ассоциации». 2–4 мин.
• Рассказ-беседа о профессии повара. 6–8 мин.
• Работа с пакетом наглядности по профессии «Повар» в парах. 5 мин.
• Обсуждение результатов работы. 2–3 мин.
• Игра-разминка «Дорисуй». 5 мин.
• Рассказ «Один день из жизни повара» с обсуждением и зарисовкой. 5 мин.
• Игра «Продукты на букву…» 3 мин.
• Подведение итогов «Что нового о профессии повара мы узнали?» 3–4 мин.
Общее время занятия: 40 минут.

Такой краткий план позволяет сориентироваться, что можно будет сделать, если нужно будет провести «внеплановую» игру.

Используемые материалы

Из описания возрастных особенностей младшего школьника вы можете сделать вывод о том, что для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Желательно, чтобы эти особенности нашли свое отражение в подборе материалов. Например, для знакомства детей с профессией повара могут использоваться: бумага формата А4, цветные карандаши, раздаточные материалы «Орудия труда повара», «Кроссворд», карточки для игры «Дорисуй», форма одежды повара.

Ход занятия

На этом этапе подробнейшим образом описывается, что нужно делать и говорить. Если нет достаточно большого опыта работы с маленькими детьми, то:
• в речи могут проскальзывать недетские слова, слишком общие формулировки;
• могут быть ошибки в выборе наглядных пособий (схемы и графики детям не подходят!).
Всю методику преподавания в начальных классах не уместить в двух строчках, поэтому самый простой способ – показать свой план учителю или завучу начальных классов, чтобы они дали необходимые методические рекомендации. Но для того, чтобы рекомендации принесли пользу, занятие должно быть максимально подробно описано! Чтобы составить представление о степени подробности описания, см. ниже.

Описание начала профориентационного занятия в начальной школе по теме «Повар»

- Здравствуйте! Меня зовут – …….. (имя и отчество написаны крупно разборчиво на доске; у детей на столах лежат только пеналы с цветными карандашами и чистые листы бумаги, а также – таблички с именами). Сегодня мы с вами узнаем кое-что новое и интересное о той профессии, которую вы все достаточно хорошо уже знаете и часто встречаетесь с ее представителями. Попробуйте ее отгадать (отгадывают по типу телеигры «Устами младенца»). Я попросила очень маленького мальчика описать эту профессию и вот, что он сказал: «Они делают так, что становится вкусно… Иногда они пачкаются… По телевизору говорят, что потом жвачку надо жевать…» (После каждой «реплики» воображаемого мальчика дети пытаются отгадать профессию и объясняют, почему они так считают).
Из этого небольшого отрывка вы должен понять, что степень подробности описания должна быть достаточно высока!


Анализ профориентационного занятия

В специальной методической литературе существуют разные схемы анализа занятия: есть короткие, а есть громоздкие – для управленцев. Мы воспользуемся той схемой, которой пользуется большинство практиков.
1. Соответствие используемых форм, приемов и методов заявленной цели.

Обычно такой анализ начинается со слов: «Я считаю, что цель данного занятия была достигнута на основе того, что…» Критериями соответствия действий педагога и учащихся поставленной цели могут быть продукты деятельности учащихся (они изобразили деятельность повара и на их рисунках были отображены те орудия труда, о которых они не знали раньше); сама наблюдаемая деятельность большинства учащихся (большинство учащихся участвовало в классификации карточек с орудиями труда повара по выделенным категориям) и т.д.
2. Соблюдение основных принципов дидактики.

Еще на заре становления урочной системы были сформулированы правила, по которым до сих пор работают учителя. Назовем три из них.
«От опыта – к обобщениям» – этот принцип говорит о том, что детям сначала необходимо ощутить, посмотреть, наглядно воспринять, а затем – обобщать.
«Принцип смены видов деятельности» – этот принцип особенно важен для начальных классов. Дети плохо воспринимают длинные монологи. Нужно чередовать рассказы, беседы, письменные и рисуночные задания, ролевые игры в течение занятия.
«Принцип активности и учета возрастных особенностей» – как известно, любое истинное познание происходит только в деятельности, поэтому критерием усвоения ребенком материала может быть только выполнение им каких-то заданий, связанных с темой занятия. И эта активность должна быть организована так, чтобы она не была слишком простой и слишком сложной для учащихся.
3. Организационные моменты.

Анализируя этот аспект, мы описываем, насколько поддерживалась рабочая атмосфера на занятии, насколько педагог грамотно организовывал активность учащихся: работу в парах, в малых группах, индивидуальную работу. Учитывается расчет времени занятия, использование педагогом пространства класса, оформление доски.
4. Коммуникативные аспекты занятия.

Здесь мы учитываем, насколько педагог смог установить контакт с классом, с помощью каких приемов смог помогать детям формулировать свои мысли, управлять своим вниманием.
5. Вывод. В выводах по анализу обычно даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию своего профессионализма.


Приемы и подсказки

Обсудив структуру профориентационного занятия, в заключение предлагается рассмотреть наиболее существенные элементы его содержания. Это – своеобразные «кирпичики», из которых строится само занятие.

Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:

• условия труда,
• орудия труда,
• история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),
• ограничения при работе по этой профессии,
• интересные случаи.
Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.


Рисуночные методики. Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.


Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии (см. список литературы). Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.


Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Такие занятия может проводить сам учитель, психолог, школьный библиотекарь и т.д., например, в рамках еженедельного «Дня карьеры». Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:
Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети будут время от времени возвращаться – им, как правил, нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.

Пройдите онлайн тест ИнфоЛайф

по всем разделам:  Профориентация, Спорт, Здоровье, Физиология, Психология, Профессия и Работа

в разделе сайта дистанционной диагностики здесь

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф