Сущность профориентационной работы Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда. Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом. При организации системы профориентационной работы в школе необходимо учитывать следующее: - в любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть, по возможности, отражены задачи профессиональной ориентации; - все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентационную работу; - необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех специалистов, участвующих в проведении работы по профориентации.

План профориентационной работы в должен включать в себя систему мероприятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллектива знаниями и методикой проведения профориентационной работы. Профессиональное самоопределение учащихся К началу Х класса у школьников формируется профессиональное самоопределение. Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащейся молодежи психологи выделяют показатели, характеризующие его как процесс, предполагающий развитие личности – субъекта своей будущей профессиональной деятельности, включающей в себя:

1. Информированность учащегося: знание отраслей экономики и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность). 2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда). 3. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии. 4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности. 5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.). 6. Сформированность профессиональных намерений. 7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой). 8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.

Учащихся можно разделить на две группы по степени готовности к самостоятельному выбору профессии: первая группа – учащиеся знают, что им нужно, какую информацию они хотят получить. Таких учащихся следует направлять по линии «самообслуживания», указав, где можно найти 2 соответствующую информацию. Возможной проблемой в работе с такими учащимися может быть неадекватное представление о своих способностях, профессиях, спросе на рынке труда; вторая группа – учащиеся не достаточно готовы к самостоятельному поиску информации, отсутствует более или менее четкое представление о своих возможностях, не сформированы ярко выраженные профессиональные предпочтения. С такими учащимися необходимо вести индивидуальное профессиональное консультирование. Трудности профессионального самоопределения учащихся в значительной степени обусловлены низким уровнем информированности о специфике разных профессий, характере профессионального труда и возможностях получения профессионального образования в конкретном учреждении. Формы профориентационной работы В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы – индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика; групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг; массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.

Также выделяют пассивные формы профориентационной работы (просветительское направление):

• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,

• Профдиагностика, профконсультации для учащихся,

• Консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами),

• Посещение «ярмарок профессий»,

• Знакомство с «образовательной картой» города, района,

• Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее»,

• Выставки творческих работ студентов. Для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению учащихся предполагается использование следующих активных форм работы в триаде «учитель – ученик – родитель»: Активные формы профориентационной работы (обучающе-развивающее направление):

• Экскурсии учащихся в колледж - организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей колледжа, пообщаться со студентами.

• «Активная проба сил» учащимися на мастер-классах с руководителями творческих объединений (демонстрация разных техник работы с материалами, участие в играх и т.д.)

• Использование сюжетно - ролевых игр по профориентации Посредством игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.

• Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем» В рамках этой недели могут проводиться конкурсы по номинациям:  Компьютерная презентация профессии;  Семейное профессиональное древо;  Личный профессиональный герб;  Профессия в картинках;  Сочинение и эссе о профессии;

• Работа с родителями Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации.

Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной 3 ориентации. Хорошо, если тематика профпросвещения родителей дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по профориентации. В качестве лекторов и докладчиков могут выступать учителя, родители, преподаватели учебных заведений, специалисты предприятий, специалисты ЦЗН.

Пройдите онлайн тест ИнфоЛайф

по всем разделам:  Профориентация, Спорт, Здоровье, Физиология, Психология, Профессия и Работа

в разделе сайта дистанционной диагностики здесь

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф