Обсуждается введение уроков по профориентации

Огромное количество россиян не работают по полученной профессии. В целом по стране порядка 65–70% выпускников не трудоустроены по специальности, рассказала старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Ольга Чекалдина.

Эксперт отмечает, что для рынка труда характерна ситуация, когда среднестатистический выпускник начинает работать (возможно, на условиях частичной занятости) с 3–4 курса. Часто к моменту окончания вуза на рынок труда выходит молодой человек, имеющий опыт работы и уже приемлемый уровень дохода в области, далекой от специальности, написанной в его дипломе. Причем после окончания вуза многие предпочитают продолжить работать в сфере, в которой уже чего-то достигли.

Во время «прямой линии» президент Путин подчеркнул, что «необходимо уделять больше внимания вопросам профориентации молодежи еще со школы». И вот теперь Минобрнауки, Минтруда и Росмолодежь хотят разработать концепцию профориентации молодежи и соответствующую госпрограмму, действующую до 2025 года. Согласно планам, в российских школах могут ввести дополнительный урок по профориентации. Кроме этого, планируется создание профориентационных лагерей на время каникул.

Задачи профориентации

«Сейчас мы видим, сколько выпускников сразу после университета идут работать не по полученной специальности. Если молодые люди идут работать не по своей профессии, значит, ресурсы государства и родителей потрачены неэффективно, — комментирует «Русской планете» сложившуюся ситуацию руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кузнецов. — Это очень актуальная проблема профориентации, в таких условиях она крайне необходима. Другое дело, как это все правильно организовать».

«Основная цель профориентации — снабдить человека информацией, — продолжает она. — Вся проблема в том, что часто информацией о профессиях не владеют не только дети, но и их родители. Поэтому ребенок выбирает то, что ему понятно. Показывают по телевизору, условно говоря, дизайнеров, масса детей резко хотят стать дизайнерами, потому что видно и понятно, чем занимается дизайнер. Сейчас есть компании, которые с помощью фильмов, экскурсий рассказывают детям о различных профессиях. Хорошо, если будет такой урок в школе, еще лучше, если это занятие будет подразумевать поход куда-нибудь: в офис, на завод».Уроки профориентации помогут направить ребенка в нужное русло, учитывая его особенности. «У каждого из нас свои способности, на них влияет наследственный фактор в том числе, и определять их можно достаточно рано, — уверена карьерный консультант Анна Мухина. — В развитии детей необходимо делать упор на то, что у него получается лучше всего. Не нужно пытаться вытянуть слабую сторону, продуктивнее развивать лучшие качества».

Глава Росмолодежи Сергей Поспелов видит задачей профориентации рассказ о профессиях, «которые будут востребованы через 10–15 и даже 30 лет, потому что пока молодой человек, ребенок окончит школу, потом вуз, уже другие секторы экономики будут определять востребованность профессии», — цитирует Поспелова МИА «Россия сегодня». Но для этого еще нужно научиться заглядывать в далекое будущее.

Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин смотрит на проблему школьной профориентации более приземленно.

«Я неоднократно настаивал на этом во время различных рабочих совещаний Минобрнауки и в других правительственных структурах. Уроки профориентации необходимы, чем раньше мы будем проводить подобные занятия, тем будет лучше и проще для всех участников образовательного процесса. Дети смогут раньше определяться со своими интересами, это даст возможность ребенку формировать свои представления о профессиях. Так ребенок сможет выстроить свою образовательную траекторию согласно выбранному пути. На мой взгляд, это очень важно», — считает общественник.

Нужна ли госпрограмма

В этом есть сомнения. К прямому рассказу о конкретных профессиях директор московской школы №1679, заслуженный учитель РФ Владимир Просвиркин относится скептически. «Система образования не должна заниматься профориентацией, она должна лишь показывать направление, развивать в ребенке универсальные способности», — убежден педагог.

Еще одна проблема, кто именно будет вести уроки профориентации, откуда возьмутся эти педагоги. Просто психологического образования для этого явно не хватит. «Мы готовим психологов-профконсультантов, которые работают в нашем центре, около полугода. Обычный психолог не готов к этой работе, потому что психологических знаний недостаточно, нужны знания о рынке труда, рынке образования, — уверен Кузнецов. — Без этой дополнительной информации психолог сможет дать лишь просвещающие сведения детям».

Есть риск, что разговоры о школьном курсе профориентации так и останутся нереализованным проектом. «Я работаю в этой сфере около пятнадцати лет и видел несколько волн интереса государства к профориентации, — добавляет Кирилл Кузнецов. — Создавалось что-то, были, в том числе, хорошие, интересные проекты, которые через несколько лет сводились на нет. Не могу судить почему, я вижу ситуацию снизу, а не сверху, но программы забывались, финансирование пропадало, все это становилось ненужным. Реализация будущей госпрограммы может привести нас к тому, что мы получим не профориентацию в школах, а профагитацию».

Обсуждение целесообразности принятия концепции и госпрограммы еще впереди. В то же время о необходимости повышать престиж среднего специального образования чиновники практически не говорят. В России сейчас складывается критическая ситуация с грамотными кадрами, которые умеют работать руками. Если пойти учиться в колледж станет «не стыдно», а даже модно и престижно, то может быть, и госпрограммы по профориентации не понадобится. Если государство обеспокоено перенасыщением рынка квалифицированными специалистами, так отчего бы не рекомендовать детям идти не в университет, а, например,  в колледж? 

Пройдите онлайн тест ИнфоЛайф

по всем разделам:  Профориентация, Спорт, Здоровье, Физиология, Психология, Профессия и Работа

в разделе сайта дистанционной диагностики здесь

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф