Специалисту по ВЭД нужно знать хотя бы один иностранный язык.

«Пока будут государства друг от друга отдельными, с независимыми своими целями, средствами и правительствами,  до тех пор будет надобность в таможнях», – говорил Д.И. Менделеев. Перефразируя это выражение на современный лад, можно сказать, что пока есть государство, – будет экспорт и импорт,  а значит – внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Специалист по ВЭД – это менеджер, который организует движение товара за рубеж или из зарубежья (экспорт или импорт). Деятельность ведется по следующим направлениям:
- работа с поставщиками;
- закупочная деятельность;
- логистика;
- таможенное оформление;
- работа со складом (хранение).
  Каждое из этих направлений достаточно объемно и включает в себя множество нюансов на каждом этапе.

Например, при работе с поставщиками необходимо разобраться в свойствах товара, убедиться в наличии необходимых разрешительных документов на товар (сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и пр.),  понять, насколько возможен ввоз в определенные сроки, оговорить условия оплаты, наличие скидок.
А для работы с таможней нужно подготовить все необходимые документы, произвести подбор кодов, расчет таможенных пошлин и налогов.
Даже когда груз уже хранится на складе, менеджеру приходится отслеживать своевременность отгрузки товара, учитывая элементарное присутствие / отсутствие на складе грузчиков.

Проработка всех элементов и тщательный анализ информации, как на каждом этапе в отдельности, так и по всей «цепочке» в целом, требует много знаний, времени и сил. Но впоследствии позволит рационально осуществить доставку груза. Можно сказать, что организация, контроль, координация и оптимизация – ключевые  слова в работе менеджера по ВЭД. Основным  критерием эффективной работы специалиста будет являться соотношение «стоимости», «времени», «качества».
Чтобы, как говорится,  дешевый перевозчик не оказался источником дорогих проблем.

Для выполнения такой  работы потребуется высшее экономическое образование, желательно именно по ВЭД. Необходимо знать хотя бы один иностранный язык, специализированные компьютерные программ (1С и др.), иметь опыт организации международных перевозок, взаимодействия с таможенными брокерами и таможенными органами. Для общения с иностранными партнерами  важны навыками ведения переговоров, навыками деловой переписки.

Начать карьеру можно с работы в таможенных органах (в таможенном управлении, таможне, на таможенном посту). Как любая государственная служба, такая работа предполагает планомерное вертикальное движение по карьерной лестнице. Каждый специалист периодически сдает  квалификационные экзамены, получает аттестацию и расширяет тем самым свои должностные обязанности. Соответственно растет доход. Эта карьера для терпеливых.

Не менее интересна работа в таможенном брокере – организации, которая представляет  интересы участников ВЭД в таможенных органах, оказывает услуги по таможенному оформлению грузов (импортируемых или экспортируемых компанией-заказчиком). Специалист может работать с таможенными органами или с клиентами своей компании, помогая им в подготовке грузовой таможенной декларации и прочих документов для таможенного оформления. Иногда он совмещает эти функции и «ведет» клиента от начала выхода груза от поставщика до получения груза импортером после таможенной очистки. Но чаще работа сотрудника такой компании ограничена рамками одной должности.
Специалист по таможенному оформлению работает с широкой номенклатурой товаров. Такой старт  позволит быстрее набраться опыта и достойно заработать. Оклад минимален, однако доход зависит от полученных процентов и премий, а также от уровня ответственности специалиста. Проработав 2–3 года, специалист по таможенному оформлению получает понимание процессов грузодвижения; он умеет оценить и проанализировать не только свою деятельность, но и работу клиентов,  способен выбрать и применить более эффективные схемы на практике.

Возможна  работа в компании, которая сама занимается ВЭД (например, является официальным дистрибьютором), имеет представительства в нескольких странах мира. Такая организация интересна для новичка тем, что дает возможность обучиться всем тонкостям: перенять опыт более профессиональных коллег,  глубоко изучить все аспекты ВЭД, правда,  только по ограниченному (или даже единственному) виду товара. Доход будет складываться из оклада и процентов, премии за выполнение плана. Выполнение плана –  результат работы всей компании и напрямую от деятельности специалиста по ВЭД не зависит. Развитие карьеры связано с расширением полномочий и уровнем ответственности. Например, менеджер может распоряжаться бюджетом компании, решать спорные вопросы, выбирать перевозчика и таможенного брокера и многое другое. Возможности карьеры неограниченны: менеджер может стать руководителем целого отдела ВЭД,  а затем и дистрибьюторской сети.

Это непредсказуемо!
Занимаясь ВЭД, забудьте о размеренном режиме дня. Процесс перемещения грузов в крупных компаниях никогда не прекращается. В пути всегда находится какая-нибудь партия товаров. Надо быть готовым к тому, что в любой момент  вам может позвонить перевозчик (поставщик и пр.) – он обрисует проблему и потребует ее решения. Например, груз застрял на таможне. Тогда вам необходимо выяснить ситуацию и дать четкие указания или выслать необходимые документы. Или просто подбодрить водителя – бывает и такое!
Работая с поставщиками, надо иметь в виду разницу часового пояса. Бразилия, например, начинает работу в три часа дня по нашему времени. В наши 19:00 у них обед, и приходится с этим считаться.
Требуется постоянно быть готовым к подобным ситуациям, уметь быстро включаться в работу, адекватно оценивать проблему и  эффективно решать ее.

Формула успеха
Обычно схемы доставки, с момента формирования заказа и до момента доставки груза клиенту, отработаны и просты в использовании. Но такими простыми и эффективными они становятся именно в руках специалиста.
«Мой основной клиент, – рассказывает Ксения, специалист по импортным операциям, – это тот внутренний сотрудник, который передает мне информацию – скомплектованный заказ от клиентов фирмы. Моя задача – этот заказ выполнить. Сначала я веду переговоры с поставщиками. Выясняю информацию о товаре, какие документы требуются для таможенного оформления, уточняю категорию сложности товара, обсуждаю сроки отправки. Затем идет проработка информации: выбор перевозчика, эффективного способ атаможенного оформления, сроков доставки до клиента. Словом, полноценная организация и реализация эффективного перемещения.
Возможны ли ошибки? Возможны, ведь мы все – люди. Но ошибки обходятся очень дорого. За каждой операцией стоит часть бюджета компании. Вместе с деньгами можно потерять репутацию!
Результат напрямую зависит от слаженной работы всей команды. Сколько заказали, сколько ввезли, сколько продали – этим определяется выполнение плана».
«Поверьте, – командный дух, понимание друг друга в такой работе –  не пустые слова!» – утверждает Ксения.

Знание – сила!
Самое главное – компетентность. Знание международного права, гражданского и таможенного законодательства незаменимы. Но жизнь не стоит на месте, и менеджеру по ВЭД нужны стремление к новой информации, внимательность, ответственность.
Очень важное качество – стремление выполнить свою работу наилучшим образом даже в условиях форс-мажора. Порой доводится вести переговоры с людьми, которых не знаешь лично. Нужно уметь быстро налаживать контакт, тонко чувствовать ситуацию. Иногда приходится просить об услуге, которую, в принципе, тебе не обязаны оказывать. Это важные элементы работы.
«Наверное,  меня можно назвать оптимизатором, – размышляет Ксения. – Я использую, то, что знаю, и еще придумываю что-нибудь новенькое. Здесь не получится ограничить себя графиком работы или должностной инструкцией!»


Эти удивительные клиенты…
«Один наш заказчик, – продолжает рассказ Ксения, – ожидал заказ, стоматологическую установку. Очень нервничал, перепроверял документы и напоминал о себе частыми телефонными звонками. Груз был доставлен. Обычно такая установка едет в разобранном виде, сборка происходит на месте. Когда установку собрали, увидели, что все элементы разных цветов. Кресло – зеленое, подлокотники – оранжевые, светильник – нежно сиреневый. Возмущений, как ни странно, не последовало. Правда, неизвестно, как такое чудо «дизайнерской сборки» вписалось в интерьер, выполненный в очень сдержанных тонах!»
«Благодарность клиента очень важна, – делится Ксения. – Появляется гордость за компанию, в которой работаешь, за свою команду, за качественный товар, который нужен. Даже если что-то не получается, нельзя опускать руки. Работа должна быть выполнена!

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф