Творчеством эта работа называется не потому, что всякий раз она приносит совершенно небывалый продукт, а скорее по привычке считать – что музыка это творчество, что театр творчество, кино –творчество, наука –творчество.

Утверждаю, что творческими названные виды работы бывают не всегда, скорее даже – редко.

Зато всегда симфонический оркестр и театральная труппа - производственный коллектив. Они стараются по-новому прочесть то, что сотворил драматург или композитор. Они хоть и не трактор делают, но все же... они создают продукт, пользуясь заранее готовыми навыками и по заранее приготовленным схемам. На то они и учились в специальных учебных заведениях.

Если их задача – создать продукт, который будет продаваться, чем же они тогда отличаются от завода!

Сотрудник творческого коллектива.

Актриса академического театра поразила мое воображение, сказав, что ходит на работу, как на фабрику. Она рядовая артистка. Ей указывают, где она должна встать, с какой интонацией сказать. И не всегда растолкуют, зачем и почему. Бывает, что великий даже актер вдруг признается в интервью: вот играл я Иудушку Головлева и никак не мог я понять, почему вот тут и вот тут надо делать так, а не иначе. Прореха это в режиссерской работе, если актер такое говорит. Нету взаимопонимания между ним и актером. Не родили они совместный плод. А что-то внутренне необоснованное у них вышло, картонное, формальное, от чего у зрителя душа не екнет, а останется равнодушной.

Любознательный человек всю жизнь учится, это ясно и это правильно. Однако сотрудник творческого коллектива –должен иметь целый ряд уже отработанных навыков. И он должен понимать язык режиссера.

Если он понимает и умеет сделать, что ему говорят, то он становится инструментом в руках режиссера.

Но он не простым инструментом, а тонким, мыслящим. Ведь можно одно и то же слово произнести сорока интонациями. И выйдет сорок совершенно разных смыслов. Какую же выбрать? Вот и получается, что режиссер вот так неадминистративно руководит созданием образа, он тут и педагог, и медиатор между небом и землей. Если интонация и движение актера точны – зрительный зал получает электрический разряд. За ним люди в театр и ходят-то. А не за историей, которую сто раз уж видели, слышали, читали.

Говорят: творческие люди такие недисциплинированные!

А что будет, я вас спрашиваю, если скрипка не приедет на репетицию вовремя? Весь оркестр ждать ее будет?

Можно ли сотрудников принуждать к дисциплине? Стоять с часиками на входе?

Если театр производственный процесс - ответ положительный. Надо. Как на заводе.

Работник должен быть на рабочем месте и работать.

Руководитель. К сожалению, бывает так. Пришел актер на репетицию и вынужден слоняться, потому что сейчас не его кусок репетируют. Артист пришел, он тут, но он не работает, он злится или спит на диванчике.Так что ж? Хорошо ли управился режиссер, что позвал всех сразу или не хорошо? Получается, что режиссер еще и менеджер в привычном управленческом смысле.

Легко руководить актерами, если они дома работают над ролью. А если они бегают с одного сериала на другой и не помнят толком текста пьесы и душа постоянно в другом месте – это далеко от творчества. Это способ заработать деньги и все. Вот руководитель творческого коллектива творец, при условии, конечно, что он сгенерировал Идею и нашел творческие пути к исполнителю и к его роли.

Так или иначе, но руководитель знает, как должен выглядеть конечный продукт, ведь он ломает свою голову над ним круглосуточно.

А исполнители могут и не знать, как выглядит общее полотно. Не их это дело. Они играют свою партию, возделывают свой участок. Они завгрядками. А режиссер – завогородом.

Руководитель проклят вечно раздваиваться между ценностью окончательного продукта и ценностью отдельного исполнителя. Бывает часто, что сотрудник дисиплинирован, прилежен, но он занят еще в других проектах. Надо иметь мужество режиссеру , что бы сказать : мы берем тебе замену.

Но если ему, руководителю, сопротивляются? Если подчиненные выказывают ему даже неуважение?

Коллектив готов бывает пойти и за деспотом, Карабасом Барабасом, если Барабас наделен и силой, и харизмой. Всем известны случаи в истории театра, как умного мягкого интеллигентного признанного знаменитого режиссера довели до инфаркта актеры, воспитанные деспотом. Они, эти актеры, нуждались в жестком управлении, не в совещательном руководстве, не в тонкой работе. И когда ими не управляют и не ограничивают их, как детей, они в глубине души не уважают такого руководителя. Может быть, даже они испытывают страх.

В норме сотрудники должны быть управляемы. Но не унижаемы.

Мой любимый режиссер Алексей Попогребский сказал: начиная свой первый фильм, я боялся, что придется на актеров орать, но не пришлось, слава богу, на них орать, Алексей умел со всеми договориться. И они восхищались им потом: как он работает с актерами!

Великий Ролан Быков рыдал от несовершенства своих подчиненных, когда делал свой первый фильм. Он уходил со съемочной площадки прямо во время съемок и там, в уголке под лестницей рыдал.

Я видела, как Альбертс Альберс, театральный хореограф, репетирует. Чудо. Сказка о добром волшебнике: бездна юмора, тепла и изобретательности. Вы много потеряли, ведь вы не видели.

Скажу страшное. Руководитель творческого коллектива может и не быть творческим человеком. Тогда его ценность в том, что он организатор. А где же взять Идею? Творческую идею? Ее приносит креатор- человек со стороны. Его для этого дела и зовут. Он сосредоточится, весь соберется и … рождает Идею.

Так называемый творческий коллектив эту идею реализует с помощью профессиональных навыков. Так часто бывает в рекламном бизнесе.

Есть истинно творческие коллективы, охваченные лихорадкой творчества- это не большие коллективы. Обычно – музыкальные группы. Тут наблюдается мощное электрическое поле и полнейшее взаимопонимание, взаимочувствование и слияние умов и душ. Кто руководит? Как правило, тот, кто больше всех придумывает и больше всех вкладывает энергии, идей. Он спонтанный, стихийный руководитель.

Когда выходят на сцену вопросы денег, первенства, славы – тут и наступает отрезвление, люди словно просыпаются от сладкого сна… Довольно часто такие группы под влиянием нетворческих соображений распадаются. Но некоторые, Rolling stones, например, живут долго. Видимо, благодря мудрому руководству.

Внутренний коллектив.

Творческие и вовсе даже нетворческие распри могут происходить и внутри самого творца. Представим себе, что один писатель состоит из нескольких внутри него сидящих людей – субличностей. Одна его субличность хочет напиться, а другая говорит, что завтра сдавать главу, а третья думает: а, все суета - не залечь ли на дно и не почитать ли классика?

Даже если субличности писателя и не думают напиться, а целиком в работе – одна размышляет, не убить ли главного героя, а другая противится этому – кто побеждает?

Если творческий человек маниакально занят своим трудом, то он руководится некоторым центром деспотично и всецело. Все подчинено этой одной пламенной страсти - и глаза, и уши и мысли. И если у человека есть личность ( царь в голове), то он всеми процессами дирижирует.

Выходит, задача главного сделать так, чтобы все скрипки, тромбоны, васи, пети и оли работали слаженно.

Этот самый внутренний тиран заботится о внутренней дисциплине, как дирижер о дисциплине оркестра.

Не стоит думать, что творческий человек – это распущенный человек.

Бывает, конечно. Но без дисциплины человек ничего не создает. Факт.

Вокруг него крутятся люди несколько лет с надеждами, а потом отойдут, махнут рукой, скажут: талантливый ведь парень, а продукция где?

Если у человека нет у самого дисциплины, то внешняя дисциплина его хорошо держит. Это касается времени прихода и времени сдачи труда.

Я не верю, что алкоголизм друг таланта.

Мозг - субстанция нежная. Ему нужна легкость и свобода. В том числе от спутанности сознания и от тяжести в голове.

Эта внутренняя свобода не может быть убита требованием сделать работу к сроку или прибыть вовремя.

Кому я хочу сказать этой заметкой слово утешения или поддержки? Самому руководителю. Ему трудней.

Он обязан: знать картину будущего, рисовать ее сотрудникам, вдохновлять их.

Лучше, если он будет строг с сотрудниками. Не надо ему быть Карабасом, но для самих же сотрудников и для всего проекта лучше, если его побаиваются, чуть-чуть. Отлично, если он не просто рисует широкими мазками картины, а если он использует душевный и профессиональный опыт своих сотрудников и по-настоящему уважительно сотрудничает с ними.

Не надо угрызаться, если вы хотите уволить того, кто пьет вашу кровь. Если вы любите того, кто пьет вашу кровь – ну, пожалуста, любите. Делайте что хотите. Но знайте: вы имеете право на относительный психологический комфорт, на сносную внутреннюю и внешнюю жизнь.

Но не ждите благодарности.

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф