Дело обстоит так: если кто чего делать не хочет, то его можно заставить, но энтузиазма не дождешься. Лошадь можно подвести к воде, но пить она не станет.

Родители часто подводят насильно своих детей к «воде» — к той или иной профессии. Но дети не желают пить из этой речки. На моей памяти в профориентации это были такие «речки»: бухгалтерия, экономика, юриспруденция, медицина. Причем, в бухгалтерию и экономику толкают мамы, а в юристы — папы.

Вот так как-то устроена в голове у некоторых родителей профориентация детей.

Ставя границу: не смогу сдать экзамен, не хочу в офисе, хочу только в офисе, не хочу с цифрами, не хочу с документами, не хочу с текстами, не хочу с животными, не хочу с растениями — человек воздвигает стены, за которые он не пойдет. Понятно.

Ну, что? Это гора-а-а-здо лучше, чем, если человек говорит: а я ничего не хочу, дайте мне возможность ничего не делать.

Воздвигая стены, границы, он все же пролагает путь, коридор. Раз от чего-то отказывается, значит, имеет эталоны, чем-то руководствуется, ища свое дело.

Если человек двинется по этому коридору и пройдет далеко — этот коридор будет коридором судьбы.

Вот если человек не захочет учить итальянский, а выучит китайский, то его жизнь, понятное дело, вероятно, окажется связанной с Китаем.

Если человек сказал себе: у меня отличные успехи по математике, но я не хочу с математикой иметь дела — то ему приходится выбирать что-то далекое от математики, или пограничное с математикой, но не математику. Ну, и что тут такого, плохого? А ничего. Речь идет всего лишь о сознательном ограничении. Но сознательном ли? Насколько сознательном?

Вот судьба. Девушка была в математике звездой. И она, под фанфары выпускного бала отправилась на мехмат в университет. И что? Окончила. И что? Вышла замуж. И что? Работает в отделе кадров. При чем тут математика? Это тонкий вопрос. И на основании чего сознание (сознание ли?) принимало решение поступать на мехмат. Я спрашиваю: сама ли думала, девица? Нет, скорей, она думала не сама, а поддалась настроению учителя математики, гениального, кстати, учителя. И настроению класса. Говорили: Лизка, ты супер! А кто смотрит дальше вуза? Никто. Только умная профориентация.

Было бы здорово, если бы был порядок в этих делах: — выучился на математика — вот и работай математиком, программистом работай. Но так не выходит чаще всего. Почему?

А потому не выходит, что успехи в школьной математике говорят только об успехах в школьной математике. И больше ни о чем. Ну, еще говорят, что у человека есть мозг. А этот мозг ведь очень сложная субстанция и структура: стоило бы именно в юности поисследовать, а что может лучше всего подойти данной девушке с таким вот умом, с такими вот личностными и физическими данными, учитывая, что она девушка и учитывая все ее жизненные обстоятельства. В общем, нужна профориентация — не тесты — боже упаси! — а именно вдумчивый анализ личности, характера, фантазий, умений, желаний и нежеланий! О последнем уже сказано. Но скажем еще: границы коридора, стены коридора выложены и нежеланиями тоже.

Вообще, они выложены всякими невозможностями. А это что такое? А это физические невозможности. Например, человек с очень плохим зрением не может быть чертежником. А есть ещё умственные ограничения. Ограничения такого рода создают другой коридор для движения. Девушка без ног может танцевать в коляске, если у неё есть любовь к танцу. Она может писать о танце, фотографировать танец. И может стать мировой звездой по танцу на коляске. Что для этого нужно? Страсть к танцу. Трудолюбие. Чувство ритма. А если этого нет? Все. И разговаривать не о чем.

Так что желание — двигатель, оно — электростанция, оно — тротил, который взрывает невозможности. Когда поднимается желание — то отступают стены, созданные физическими и социальными невозможностями. Не всегда. Но есть примеры.

А если желания нет? Ну, тогда.... Надо искать область, где оно есть. Оно лежит себе вполне возможно, в совершенно непрестижном месте. Например, мальчик хочет стать барменом или водителем.

Но вот родители своим практическим умом толкают ребенка туда, где его обязательно стошнит.

Родители тоже ставят стенку в коридоре и подпирают. И подпирают.

Да и не беда, в общем-то. Главное — жив остался. Но потеряно время. И деньги тоже. И еще потеряно... знаете что...чувство авторства в судьбе. Чувства, что я сам строитель этого коридора.

Кстати, коридор может быть очень широким — не коридор — а площадь — на ней много всяких прекрасных объектов лежит — выбирай, пробуй. Коридор может быть и невыносимо узким. Вот что такое узкий коридор: «Я могу только переписывать тексты. Не сочинять. И чтобы эти тексты были про творчество. Но без гламура, без желтизны. Если будет про попсу — я не смогу. Но работать дистанционно. В коллективе не могу. И чтобы зарплата была приличной, я не согласна на маленькие деньги. И еще вот что: мне очень нужно, чтобы моя работа давала мне чувство морального удовлетворения и душевной гармонии». Узкий такой зазор возможностей.

Как в него протиснуться?

Вот эти отказы: я не буду это и я не буду это. Что они в психологическом смысле означают?

Невроз, да? Легко сказать. А лечится ли это? И лечится ли это во время профориентации? Нет. Только в кабинете психотерапевта. Извините.

Адрес:

357500, Россия, г. Москва, ЦУМ, 4-й этаж.

Здесь Вы можете пройти тест дистанционно

Контакты

инфолайф.рф

инфолайф.рф

ютуб инфолайф