Оказывается, если с этой стороны изучать такие субъективные категории, как воспитание детей, все, что раньше казалось очевидным, переворачивается с ног на голову.
Книжек по воспитанию сейчас великое множество. Казалось бы, что может быть проще — купи любую и следуй советам экспертов. Вот только в том и проблема, что книг этих очень много — столько же, сколько и «экспертных» взглядов на воспитание, которые часто полностью противоречат друг другу. Людям нравятся простые решения. Книги, в которых автор долго рассуждает о том, что воспитание — это сложный и многосторонний процесс, продаются хуже, чем условные «5 простых правил, как быть супер-мамой». Универсального рецепта, как быть идеальными родителями, конечно же, нет. И все это, в общем-то, понимают, но все равно надеются найти его в следующей книжке.
Не претендуя на место в ряду экспертов по воспитанию, авторы «Фрикономики» обращаются к привычному для экономистов формату данных — статистике. Их выводы могут заставить забеспокоиться родителей, которые верят, что их ребенок непременно преуспеет, если они будут делать все «как полагается».
К примеру, мы привыкли думать, что учеба в лицее или гимназии высокого уровня — это залог успешного окончания школы. И это первое убеждение, которое развенчивает Левитт. На самом деле, рассказывает он, процент выпускников с высокими баллами в школах, которые считаются лучшими, так велик главным образом потому, что туда поступают дети, изначально мотивированные на учебу.
Так от чего же зависят школьные оценки? Левитт ищет ответ на этот вопрос, разбираясь, какие внеучебные факторы влияют на успеваемость ребенка, а какие — нет.
Факторы взяты не с потолка — в основе его рассуждений лежат результаты масштабного исследования раннего детства, которое проводилось Министерством образования США в 1990-х годах, Early Childhood Longitudinal Study (ECLS).
Отобрав более двадцати тысяч учеников начальной школы по всей стране, исследователи изучали их успеваемость и собирали подробные данные об их семье и внеучебной жизни — их интересовали не только раса, пол и возраст ребенка, но и социальный статус, уровень образования родителей, а также то, чем ребенок занимается в свободное от школы время.
Ученые выяснили, что у детей, которые учатся хорошо, дома обычно бывает много книг. Значит ли это, что успехи ребенка зависят от размера домашней библиотеки?
Нет, хотя этот вывод звучит как готовый заголовок к сенсационной статье. Это лишь значит, что такие факторы, как наличие дома книг и хорошая успеваемость, коррелируют между собой, то есть имеют статистическую взаимосвязь. Не путать с причинно-следственной! Обнаружить корреляцию можно при помощи регрессивного анализа: имея множество переменных — доход семьи, образование родителей, время просмотра телевизора и так далее — исследователи выбирали случаи, в которых схожи все характеристики, кроме одной, и пытались сделать выводы, связана ли некая конкретная особенность жизни ребенка с его школьными оценками.
- Родители получили хорошее образование
Ребенок образованных родителей с большой вероятностью будет хорошо учиться в школе. Этому способствует и унаследованная тяга к знаниям, и интеллигентная среда, в которой он растет, а также то, что такие родители понимают ценность образования и передают это чувство ребенку.
- У родителей высокий доход и хорошее положение в обществе
По мнению Левитта, хорошие оценки такие дети получают не только по причинам, которые кажутся очевидными — обеспеченные родители могут позволить себе оплачивать хорошую школу и репетиторов, хотя и это справедливо. Важнее то, что эти факторы — показатели преуспевания родителей, и, значит, скорее всего, они умны, образованы и умеют устроиться в жизни так же, как и их знакомые, а все это формирует среду, в которой растет ребенок.
- Мама ребенка в первый раз родила в возрасте тридцати лет или старше
Родители, принявшие решение заводить детей уже в возрасте, скорее всего, к этому времени получили хорошее образование и построили карьеру. Такие дети почти всегда долгожданные. Поздно родившая женщина не обязательно будет идеальной матерью, но почти наверняка сможет уделять ребенку и его образованию много времени.
- Ребенок при рождении мало весил
Как показывает исследование, дети, родившиеся с маленьким весом, демонстрируют невысокие результаты в учебе. Стивен Левитт связывает это с тем, что вес ниже нормы обычно бывает у недоношенных детей, а рождение ребенка раньше срока часто указывает на проблемы у родителей — это может быть слабое здоровье или неправильный образ жизни, те факторы, которые могут негативно повлиять на ранние годы ребенка.
- У родителей высокий доход и хорошее положение в обществе
По мнению Левитта, хорошие оценки такие дети получают не только по причинам, которые кажутся очевидными — обеспеченные родители могут позволить себе оплачивать хорошую школу и репетиторов, хотя и это справедливо. Важнее то, что эти факторы — показатели преуспевания родителей, и, значит, скорее всего, они умны, образованы и умеют устроиться в жизни так же, как и их знакомые, а все это формирует среду, в которой растет ребенок.
- Мама ребенка в первый раз родила в возрасте тридцати лет или старше
Родители, принявшие решение заводить детей уже в возрасте, скорее всего, к этому времени получили хорошее образование и построили карьеру. Такие дети почти всегда долгожданные. Поздно родившая женщина не обязательно будет идеальной матерью, но почти наверняка сможет уделять ребенку и его образованию много времени.
Как показывает исследование, дети, родившиеся с маленьким весом, демонстрируют невысокие результаты в учебе. Стивен Левитт связывает это с тем, что вес ниже нормы обычно бывает у недоношенных детей, а рождение ребенка раньше срока часто указывает на проблемы у родителей — это может быть слабое здоровье или неправильный образ жизни, те факторы, которые могут негативно повлиять на ранние годы ребенка.
- Родители ребенка входят в Ассоциацию родителей и учителей (Parent Teachers Association, PTA)
Американская Ассоциация родителей и учителей занимается защитой прав детей и помощью родителям в их воспитании. Конечно же, ребенок не становится умнее, если его родители вступают в ту или иную организацию. Гораздо больше этот шаг говорит о родителях — если они интересуются проблемами образования и воспитания, велика вероятность, что они постараются найти лучшие решения для своих собственных детей.
- У ребенка дома много книг
Дети, у которых дома много книг, учатся хорошо. Хочется возразить: но как же, ведь если у ребенка много книг, это не всегда значит, что он их читает! Но, как показывает статистика, это неважно. Как ни странно, на оценках ребенка положительно сказывается именно физическое присутствие книг в доме. Растолковывая эту странность, Левитт снова говорит не о детях, а о родителях. Большую библиотеку собирают обычно образованные, любознательные люди. Пусть ребенок пока и не читает много книг, но обстановка вдохновляет его на учебу и интерес к знаниям. В то же время надеяться, что, заставляя ребенка читать книги, можно улучшить его школьные оценки, не стоит. «Книга является в большей мере не причиной интеллекта, а его следствием», — заключает Левитт.
Ребенок вырос в полной семье
Родители ребенка недавно переехали в более престижный район
Мать ребенка не работала после его рождения и до поступления в детский сад
Ребенок посещал программу Head Start (дошкольная образовательная программа для детей из малообеспеченных семей в США)
Родители регулярно ходят с ребенком в музеи
Ребенка регулярно бьют
Ребенок много времени смотрит телевизор
Родители ребенка читают ему вслух практически каждый день
Некоторые из них вызывают удивление — казалось бы, всем понятно, что долгое сидение перед телевизором вредит учебе. На самом деле воздействие телевизора может быть совершенно разным — в зависимости, например, от выбранных передач. Очень может быть, что ребенок, который целыми днями смотрит образовательные программы, будет учиться лучше, чем его ровесник, это время проводящий за игрой в футбол. Но это лишь мнение, а если говорить о статистических данных, то между суммарным временем просмотра телевизора и результатами школьных тестов никакой корреляции ученые не нашли.
Если внимательно посмотреть на два списка факторов, то можно заметить, в чем их принципиальное отличие. Во втором списке оказались факторы, так или иначе связанные с тем, что делают или не делают родители, а в первом — с тем, что они из себя представляют.
То есть лучшее, что можно сделать, чтобы твой ребенок был образованным, начитанным и успешным — это самому быть таким
Удивительно, но мысль, к которой приводит нас американский экономист, звучит и в рассуждениях немецкого философа Рудольфа Штайнера, заложившего основы популярной в России и во всем мире вальдорфской педагогики: «Всякое воспитание — это самовоспитание, и мы, учителя и воспитатели, выступаем лишь в роли окружения самовоспитывающегося ребенка. Мы должны обеспечить ему разумную и полезную среду, чтобы рядом с нами ребенок воспитывал себя так, как это предназначено ему судьбой».
Родители переоценивают силу книг по воспитанию детей — если верить результатам ECLS, то по большому счету все действительно важное для воспитания сложилось уже до рождения. Родителям остается лишь успокоиться, отложить книжки с примерами и посмотреть на своего собственного ребенка — разговаривать с ним, проводить время вместе, быть чуткими и внимательными. И тогда понимание того, что ему нужно для счастливого детства и хороших оценок, придет само собой. А если так получится, что между счастливым детством и хорошими оценками придется выбирать, то не помешает помнить о том, что между успехами в школе и успешностью в жизни необязательно стоит знак равенства.
Пройдите онлайн тест ИнфоЛайф
по всем разделам: Профориентация, Спорт, Здоровье, Физиология, Психология, Профессия и Работа