Система образования да и сами родители спешат усадить ребенка за парту как можно раньше, упуская те возможности, которые дарит игра: развитие творческих способностей, навыки принятия решений и эмпатию.
«Наша миссия — бросить вызов нынешнему положению дел с помощью переосмысления игры в контексте обучения», — заявил недавно глава образовательного благотворительного фонда LEGO Ханне Расмуссен.
Часть этой миссии включает в себя инвестирование четырех миллионов фунтов стерлингов в «Профессорат LEGO» в университете Кембриджа и поддержку аффилированного Исследовательского Центра, изучающего роль игры в образовании, развитии и обучении. В исследованиях программы принимают участие Гарвард, Массачусетский технологический университет и несколько других престижных учебных заведений. Цель программы — предоставить неопровержимую научную подоплеку образовательной ценности игры, которая поможет фонду заручиться достаточным количеством доказательств в поддержку кампании.
Проблема, по мнению Расмуссен, в том, что на фоне экономического развития и конкуренции, у родителей возникает гипертрофированная обеспокоенность за будущее своих детей. Ими движет страх, что ребенок будет не востребован и не сможет найти работу. В такой ситуации родитель думает: «Я хочу, чтобы у моего ребенка была работа, без работы нет в жизни счастья, так что же мне делать, чтобы подготовить его к этой суровой жизни?». И ответ чаще всего приводит к тому, что ребенка загружают занятиями, направленными на развитие специфических навыков. Причем все раньше и раньше.
Подвижный тип игры способствует развитию всего тела ребенка, координации в системе «глаз-рука», физической силы и выносливости.
Игра с предметами, помимо сенсорно-моторного развития детей в раннем возрасте, способствует их знакомству с окружающей реальностью и с тем, как взаимодействуют в ней объекты. Она включает в себя аспект подвижности и социодраматический контекст. Проще говоря, строя башенку из кубиков, ребенок одновременно с этим придумывает историю, развивая навыки повествования. Играя с предметами, дети ставят перед собой цели и задачи и достигают их, развивая «возрастающий репертуар когнитивных и физических навыков и стратегий».
Игра перевоплощений или социодраматическая игра. Данный тип игры чаще всего характеризуют как «свободную игру». «Парадоксально, — пишет Уайтбред, — но многочисленные наблюдения показали, что на самом деле именно этот тип игры требует от ребенка самоограничения. В процессе игры перевоплощений дети вынуждены соблюдать социокультурный кодекс, регулирующий статус персонажа, которого они изображают. Таким образом, этот тип игры способствует развитию социальной ответственности».
Игра с правилами — для детей в раннем возрасте они неразрывно связаны с подвижными играми: прятки, салочки, вышибалы и так далее. По мере того как ребенок взрослеет, игры с правилами приобретают все более интеллектуальный (настольные игры) и спортивный характер, и их роль в развитии ребенка вполне очевидна. Постигая правила игры, дети учатся целому набору социальных навыков: делиться, соблюдать очередность, наблюдать, оценивать возможности, как собственные, так и партнеров, выстраивать стратегию.
Фонд LEGO пока что не предлагает никаких конкретных решений по интеграции игрового обучения в образовательную программу начальных классов. Деятельность фонда сейчас направлена в первую очередь на подготовку доказательной базы. Исследовательский центр Кембриджа будет вести наблюдение за тем, как игры соотносятся с другими аспектами раннего развития детей и что происходит с мозгом во время игры. Как считает Расмуссен, только при наличии научных доказательств влияния игры на развитие ребенка, можно попытаться убедить родителей и политиков в необходимости игрового обучения. Хотя и это, впрочем, не вопрос отрицания важности содержания консервативного образования, а скорее его формы.
Пройдите онлайн тест ИнфоЛайф
по всем разделам: Профориентация, Спорт, Здоровье, Физиология, Психология, Профессия и Работа